лазейки в целевом договоре

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору


Поделиться
Читать нас в

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Фото:Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение. И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами. Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии. Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт. На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами. Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения. Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций.

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности. Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

О целевом обучении

  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Таким образом, заказчиком может выступать как медицинское учреждение, так и министерство здравоохранения или департамент здравоохранения субъекта РФ.

По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются (п. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ):

  • образовательная организация, в которую гражданин поступает на обучение или в которой он уже обучается;
  • и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (организация-работодатель).

Медицинская академия или колледж, в которой будет обучаться студент, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика при организации практики этого лица, а также по запросу заказчика предоставляет сведения о результатах освоения студентом образовательной программы (п. 4 ст. 56 Закона № 273-ФЗ).

Заключение договора о целевом обучении

Данный договор является обычным договором гражданско-правового характера, который составляется в письменной форме. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 (вступило в силу с 30.03.2019).

Договор о целевом обучении заключается в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным указанным постановлением (далее – Положение).

Согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Положения существенными считаются следующие условия такого договора.

Стороны договора

Обязательства сторон

Заказчик (Министерство здравоохранения РФ, министерство здравоохранения субъекта РФ, государственная медицинская организация и др.)

1. Организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки:

  • материальное стимулирование (например, выплата стипендии);
  • оплата дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;
  • предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;
  • и (или) другие меры поддержки.

2. Трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

Гражданин («целевой» студент)

1. Освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком).

2. Осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором

Еще по теме:  можно ли продать долю в квартире

В договоре о целевом обучении указывается одно из следующих условий определения места осуществления трудовой деятельности (п. 10 Положения):

  • гражданин трудоустраивается в организацию, являющуюся заказчиком;
  • гражданин трудоустраивается в организацию, выступающую работодателем, включенную в число сторон договора о целевом обучении;
  • наименование организации-работодателя;
  • характер деятельности организации-работодателя;
  • выполняемая трудовая функция (функции), определяемая посредством указания должности, профессии специальности, квалификации или вида (видов) работы.

Место осуществления трудовой деятельности прописывается в договоре о целевом обучении с указанием следующей информации (п. 11 Положения):

  • или фактического адреса, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, в том числе в структурном подразделении, филиале, представительстве заказчика или организации-работодателя;
  • или наименования объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта РФ;
  • или наименования субъекта (субъектов) РФ.

Кроме существенных условий, подлежащих отражению в договоре о целевом обучении, в нем могут указываться:

  • вид (виды) экономической деятельности заказчика в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком, или организации-работодателя (п. 12 Положения);
  • условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда (в рублях или в процентах от среднемесячной начисленной заработной платы на территории субъекта РФ, где должен быть трудоустроен гражданин) (п. 13 Положения).

Дополнительно хотим обратить внимание на п. 14 Положения. Из него следует, что в договоре о целевом обучении должен быть указан период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после окончания учебы в образовательной организации. Для осуществления медицинской деятельности в должности врача или иного медицинского работника гражданин должен пройти аккредитацию специалиста в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В связи с этим в договоре необходимо прописать такое условие. На аккредитацию выделяется шесть месяцев. Значит, в данной ситуации установленный срок трудоустройства отсчитывается от даты завершения аккредитации.

Меры социальной поддержки «целевого» студента

Как уже отмечалось, существенными условиями договора со стороны заказчика являются организация предоставления или предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая:

  • материальное стимулирование (например, выплату стипендии);
  • оплату дополнительных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;
  • предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения.

В связи с этим у учреждения здравоохранения могут возникать расходы на выплату стипендии «целевому» студенту, оплату проживания в общежитии и дополнительных образовательных услуг, которые предоставляются вузом или колледжем на платной основе.

Размеры стипендий могут быть установлены ведомственным нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета, однако они не могут быть ниже размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.

В соответствии с п. 51.3.4 Приказа Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), п. 10.9.6 Приказа Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) расходы государственных (муниципальных) учреждений на выплату стипендий обучающимся по профессиональным образовательным программам, по образовательным программам высшего образования и обучающимся в научных учреждениях отражаются по коду вида расходов 340 «Стипендии» в увязке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ. По подстатье 262 КОСГУ отражается выплата материальной помощи «целевому» студенту в случае его социальной поддержки. Указанные денежные средства могут быть выделены учреждению здравоохранения от учредителя в виде целевой субсидии по КВФО 5.

Расходы на оплату образовательных услуг, оказываемых на платной основе, а также расходы на проживание в общежитии на основании заключенного договора отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н) в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Что изменится в правилах целевого приема и обучения

Целевое обучение студентов — не новый способ получить образование. Его основные положения прописаны в ст. 56 и 71.1 закона «Об образовании в РФ».

С 1 мая 2024 года начнут действовать изменения, они касаются расшифровки термина «целевое обучение», правил целевого приема и обучения.

Целевое обучение — это способ получить профессиональное образование с последующим трудоустройством.

Иными словами, будущий студент заключает договор с работодателем. По этому договору работодатель обязуется принять работника в штат после обучения. А работник обязуется отработать на предприятии оговоренный срок.

Выгода от целевого обучения очевидна для обеих сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, а студент — место на бюджете и гарантированное трудоустройство.

Основные изменения коснутся:

  • порядка заключения договора;
  • содержания договора;
  • способа поиска заказчика на целевое обучение;
  • перечня заказчиков целевого обучения.

Что изменится в правилах целевого приема и обучения

Основные положения в законе До 1.05.2024 После 1.05.2024
Срок заключения договора До зачисления абитуриента После зачисления абитуриента и до начала учебного года
Стороны договора Основные стороны — гражданин и заказчик. Третьей стороной может выступать образовательная организация и работодатель. Основные стороны — гражданин, заказчик и образовательная организация, которая следит за успеваемостью студента и прохождением практики. В качестве третьей стороны можно включать работодателя.
Количество заключаемых договоров Несколько Один договор — абитуриент подает заявление в один вуз на одну образовательную программу.
Срок отработки после обучения Минимальный срок — три года Минимальный срок — три года. Максимальный срок — пять лет.
Способ поиска заказчика на целевое обучение Абитуриент самостоятельно ищет информацию о потенциальном заказчике на разных ресурсах, договаривается с ним о целевом обучении. Заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России» . Информация доступна всем желающим.
Еще по теме:  какие документы нужны для развода

Перечень заказчиков целевого обучения расширен. Ранее в него входили органы власти разных уровней, госучреждения и компании, предприятия с госучастием, предприятия оборонно-промышленного комплекса и сельхозпроизводители.

С 1 мая 2024 года к уже имеющимся категориям добавят:

  • резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток;
  • участников проекта «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, военного инновационного технополиса «Эра».

Заказчиками не могут быть организации и граждане, прямо или косвенно связанные с недружественными странами, а также иноагенты. Перечень недружественных стран утвержден Правительством РФ. Реестр иностранных агентов публикует Минюст.

Абитуриенты, которые поступают в 2023 году, ориентируются на прежние положения закона. У остальных есть год, чтобы изучить новые правила — они начинают действовать с 2024-2025 учебного года.

Как искать предложения о целевом обучении

В России Минтрудом разработана и действует Единая цифровая платформа «Работа России». Это большая база вакансий и резюме соискателей. С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения должны будут публиковать свои предложения на платформе.

Информация будет находиться в свободном доступе. Абитуриент сможет выбрать предложение в любом регионе страны. В ближайшее время Минобрнауки дополнительно разработает подзаконные акты, которые подробнее разъяснят механизм размещения предложений.

Какую информацию абитуриент найдет в предложении заказчика:

  • кем и где он будет работать после обучения;
  • где будет проходить целевое обучение;
  • какие меры поддержки он получит во время учебы;
  • какие требования предъявляет заказчик к студенту, с которым заключает договор, и какие санкции предусмотрены за их несоблюдение;
  • как связаться с заказчиком.

Абитуриент выбирает предложение и подает заявку — электронно (через «Госуслуги») или в бумажном варианте (напрямую заказчику или образовательной организации).

Абитуриент может одновременно подать заявления на целевое обучение и на участие в общем конкурсе.

В первом случае заявку можно подать только в один вуз и на одну образовательную программу.

Во втором — в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом (если правила не изменят к 2024-2025 учебному году). Вузы могут установить меньшее количество направлений.

Что в новых правилах хорошо, а что — не очень

Преимущества целевого обучения для абитуриента сохраняются и в новой трактовке закона.

  1. Поступление в образовательную организацию по отдельному конкурсу для целевиков, а не по основному конкурсу. Можно пройти с меньшим количеством баллов по ЕГЭ.
  2. Практику можно проходить по будущему месту работы и совершенствовать навыки под руководством наставника.
  3. Студент может воспользоваться мерами поддержки, например, получить стипендию, место в общежитие, бесплатный проезд к месту учебы.
  4. Гарантированное трудоустройство после получения образования.

Изменения в законе добавили дополнительные плюсы.

  • Легче найти и выбрать заказчика — все предложения публикуются на одном ресурсе. Абитуриент может посмотреть условия и выбрать будущее место работы в любом регионе РФ.
  • Список потенциальных заказчиков становится шире — в него добавили значимые для страны организации и направления развития.
  • Автоматизированный документооборот — сведения об абитуриенте с платформы «Работа в России» автоматически передаются на суперсервис «Поступи в вуз онлайн» — портал для подачи заявлений о приеме в вуз.

Недостатки. Но есть и минус — абитуриент может заключить только один договор на целевое обучение. Это ограничивает выбор. Цена ошибки становится выше.

Абитуриент должен четко определиться с профессией и местом будущей работы на несколько лет вперед. Отказаться работать у заказчика после окончания вуза можно, но затратно — придется компенсировать все расходы.

Если не получается найти заказчика и заключить договор на целевое обучение, можно оформить кредит наличными в Ак Барс Банке и оплатить обучение в вузе.

Для зарплатных клиентов при страховании жизни и здоровья действует кредитная ставка от 10,1% годовых. На кредитном онлайн-калькуляторе рассчитайте сумму ежемесячного платежа.

Как может молодой специалист избежать отработки по целевому направлению?

Для того чтобы не отрабатывать по заключенному целевому договору, молодому специалисту необходимо расторгнуть этот договор. В случае расторжения целевого договора, между молодым специалистом и заказчиком будет решаться вопрос о возмещении уже выплаченной предприятием стипендии.

Таким образом, чтобы избежать отработки по целевому направлению, необходимо прекратить действие целевого договора. В случае расторжения, стороны будут обсуждать вопрос о возврате стипендии.

Можно ли поменять место отработки целевого?

Если между сторонами заключен договор о целевом обучении, то после его заключения возможны изменения, включая изменения места осуществления трудовой деятельности. Однако такие изменения могут быть внесены только по соглашению обеих сторон, то есть работодателя и обучающегося. Для оформления таких изменений необходимо составить и подписать дополнительное соглашение к договору о целевом обучении. В этом дополнительном соглашении должны быть указаны все изменения, которые будут вноситься в исходный договор о целевом обучении.

Что будет если не отрабатывать по целевому договору?

Если вы решите расторгнуть соглашение до окончания срока отработки, вам придется выплатить заказчику штраф. Размер штрафа зависит от даты заключения договора: если договор был заключен до 2019 года, штраф будет равен двойной сумме расходов на меры социальной поддержки, а если договор был заключен после 2019 года, штраф будет равен однократной сумме расходов на такие меры.

Еще по теме:  льгота на электроэнергию ветеранам труда

Как избежать отработки по целевому направлению РБ?

Ранее было заявлено, что необходимо выполнить обязательный срок целевого распределения для выпускника вуза. Однако, существуют исключения, при которых выпускник не обязан отрабатывать данный срок. Одна из таких ситуаций возникает, если у него имеются медицинские противопоказания, которые мешают ему работать по полученной специальности. Например, в случае аллергии на злаковые у будущего агронома или семеновода. Кроме того, еще одной причиной может быть ликвидация организации-заказчика, которая полностью исключает возможность выполнить обязательный срок целевого распределения.

Какой штраф за расторжение целевого договора?

В случае, если гражданин не выполняет свои обязанности, предусмотренные законодательством, ему может быть применена санкция в виде возмещения мер поддержки и уплаты штрафа в двойном размере от этих мер. Например, если в рамках целевого обучения гражданин получал дополнительную стипендию в размере 1000 рублей в месяц, то он должен будет вернуть эту сумму в размере 1000 рублей плюс заплатить штраф в размере 2000 рублей, в итоге составивший 3000 рублей.

Что будет если нарушить целевой договор?

По условиям договора, предусмотренного со стороны заказчика, в случае неисполнения обязательств заказчиком, учреждению высшего образования выплачивается штраф в размере расходов бюджета на получение образования. В то же время, гражданину будет произведена компенсация в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ, где он должен был быть трудоустроен.

На каком основании можно расторгнуть целевое направление?

Договор о целевом обучении, как правило, заключается между обучающейся стороной и стороной-спонсором и предусматривает обязательства сторон по обеспечению оплаты обучения. Тем не менее, для прекращения такого договора требуется согласие обеих сторон. В случае достижения такого соглашения, обязательства сторон прекращаются, и они освобождаются от ответственности перед друг другом за неисполнение этих обязательств.

Нужно ли отрабатывать целевое если вышла замуж?

В соответствии с Кодексом об образовании, статьи 5 и 6, а также судя по информации на сайте rgpk.by, замужество и декретный отпуск не освобождают выпускников, которые обучались по договору о целевой подготовке, от процедуры распределения.

И ты поступишь! // Целевое направление в мед (Подкаст …

ChatGPT Answer
1. Целевой договор должен быть четко сформулирован и содержать ясные условия по достижению цели.
2. Используйте четкие формулировки и определения, чтобы избежать двусмысленности и неоднозначности в тексте договора.
3. Укажите все необходимые детали, такие как сроки выполнения, обязательства сторон и возможные последствия при неисполнении.
4. Обосновывайте целесообразность и целесообразность договора, чтобы избежать отмены договора по судебному решению.
5. Исключите оговорки или условия, которые могут привести к уклонению от исполнения либо неоднозначным истолкованиям условий договора.
6. Обратите внимание на компенсацию и ответственность сторон при возникновении споров или неисполнении предмета договора.
7. Проверьте законодательство и предыдущие решения судов в той же сфере, чтобы получить представление о том, как суд может оценить ту или иную лазейку в целевом договоре.
8. Не забывайте описывать механизм разрешения споров и возможность обращения в суд в случае несоблюдения условий договора.
9. Проверьте все юридически значимые термины и определения, чтобы исключить возможность их интерпретации по-разному.
10. При подготовке целевого договора не забывайте обязательные требования законодательства, такие как требования о договорах публичной оферты, о некоторых обязательных условиях договоров и др.
You.com

В судебной практике произошел один удивительный случай, связанный с лазейками в целевом договоре. В данном случае, стороны заключили договор на строительство жилого комплекса. В договоре был указан ясный срок, в течение которого должно было быть завершено строительство. Однако, на протяжении выполнения работ, заказчик начал замечать, что строительство идет слишком медленно и не соответствует ожиданиям.

При проведении более детального анализа целевого договора, стало ясно, что подрядчик использовал лазейку в договоре. Он включил пункт, согласно которому, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, срок выполнения работ может быть продлен без штрафных санкций.

Подрядчик, искусно воспользовавшись этим пунктом, начал затягивать сроки выполнения работ, приводя различные причины, которые, по его мнению, относились к непредвиденным обстоятельствам. Однако, заказчик был уверен, что это всего лишь уловки, чтобы продлить сроки и избежать штрафных санкций.

Заказчик обратился в суд с иском о признании договора недействительным и требовал компенсации за причиненные убытки. В ходе судебного процесса было доказано, что подрядчик действительно использовал лазейку в договоре для своих выгод.

Однако, судебные повороты в этом случае были неожиданными. Судья пришел к выводу, что лазейка в договоре является недействительной, так как она противоречит принципам честности и добросовестности исполнения договора. Судья также признал, что подрядчик использовал лазейку в целях мошенничества и нанес ущерб заказчику.

Решение суда было в пользу заказчика. Подрядчику было приказано выплатить компенсацию за причиненные убытки и завершить строительство в срок, указанный в исходном договоре. Этот случай стал примером для других сторон, заключающих целевые договоры, о важности внимательного изучения и исключения возможных лазеек, которые могут быть использованы для мошенничества.

Оцените статью
Добавить комментарий