Целевое обучение — это форма образования, при которой студент получает возможность бесплатно обучаться в вузе, однако обязуется отработать определенное количество лет после окончания обучения. В данном случае срок отработки по целевому направлению составляет 3 года, согласно статье 56 Закона № 273-ФЗ «Об образовании». Однако данный срок может быть изменен в большую сторону в договоре на целевое обучение. Выпускник не имеет права сократить период отработки и уволиться самостоятельно, если вторая сторона (например, работодатель) не нарушает условия договора.
Сколько отработка на целевом обучении?
Принцип обязательной отработки распространяется только на выпускников целевого обучения в России. Сам срок отработки устанавливается организацией, которая финансирует обучение специалиста, и законом установлено, что он может варьироваться от трех до пяти лет.
Когда можно не отрабатывать по целевому?
На основании постановления от 13 октября 2020 года № 1681, можно сделать вывод о том, что процесс выполнения целевого договора по программе бакалавриата может быть приостановлен только в случае заключения нового договора на обучение в магистратуре с тем же заказчиком. Следовательно, если у вас возникла необходимость приостановить выполнение целевого договора, вам следует обратиться к заказчику и заключить новый договор на обучение в магистратуре. Именно это постановление является основой для принятия решения по приостановлению целевого договора и необходимо учитывать его положения при решении возникших вопросов.
Как можно избежать отработки по целевому направлению?
Если молодой специалист не будет выполнять обязанности, предусмотренные целевым договором, он может столкнуться с расторжением данного договора. В случае такого расторжения возможно обсуждение вопроса о возврате предприятию выплаченной стипендии. Однако, исключительно отказ от исполнения обязанностей по целевому договору без расторжения может привести к правовым последствиям и дисквалификации молодого специалиста.
Сколько длится целевое обучение?
Для получения среднего профессионального образования требуется учиться в течение 3 лет. Кроме того, существует возможность получить высшее образование, что занимает 4 года для получения степени бакалавра и 5 лет для получения степени специалиста. Это предоставляет студентам возможность выбирать свою образовательную траекторию и достичь необходимого уровня образования для своей будущей карьеры.
Можно ли уйти с целевого обучения?
Как юрист, я могу сообщить, что договор о целевом обучении может быть расторгнут по соглашению между сторонами этого договора. При таком расторжении стороны прекращают исполнять свои обязательства по договору о целевом обучении, а также освобождаются от ответственности за неисполнение этих обязательств. Эта информация основана на источнике consultant.ru.
Какой штраф если не отрабатывать 2 недели?
Согласно статье 5.27 КоАП РФ, первое нарушение может привлечь предупреждение или наложение штрафа. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрены штрафы в размере от 1000 ₽ до 5000 ₽, а для юридических лиц штрафы составляют от 30 000 ₽ до 50 000 ₽.
Какие минусы целевого обучения?
Минусы целевого обучения
Целевое обучение имеет свои недостатки, о которых стоит упомянуть.
- Компенсация затрат — выпускник не сможет сменить место работы, к которому его прикрепила компания, до тех пор, пока не отработает установленный договором срок (минимум три года). Это ограничение может быть неудобным для выпускника, который хочет исследовать другие возможности и развиваться в других сферах.
- Условия работы — организация полностью сама решает, где и на каких условиях будет работать их специалист. Это означает, что выпускник может оказаться в месте, которое ему не нравится или не соответствует его ожиданиям. Он может быть вынужден работать в неподходящих условиях или в удаленном месте.
Нужно ли возвращать деньги при отчислении с целевого?
При отчислении с целевого направления обязаны вернуть только социальные выплаты согласно договору. Если это стипендия, то следует вернуть стипендию.
Целевой набор в вузы в 2023 году
Ежегодно мы рассказываем о правилах поступления в российские вузы. Одним из способов попасть в хороший вуз на бюджетной основе, «в обход» основного потока, — поступить на целевое обучение. Какие особенности целевого обучения стоит ждать абитуриентам 2023 года?
Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте. Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.
Документы о целевом обучении на 2023 год
3 документа регламентируют сегодня целевое обучение студентов:
1. Статья 56 и 71.1 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 года о целевом обучении. В нем вы прочтете общие правила целевого обучения и найдете типовой договор между абитуриентом и заказчиком.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 3161-р, где установлены квоты: сколько мест получают «целевики» на конкретные специальности.
Коротко важные моменты из этих трех документов:
✔ На целевое обучение выделяется квота — количество бюджетных мест только «для целевиков». Она «устанавливается с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей» (Постановление целевом обучении от 13 октября 2020). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, «противодействие техническим разведкам», или большая часть — так обстоит дело с медицинскими специальностями.
✔ Договор о целевом обучении подписывается между гражданином и заказчиком (представителем государства – министерством, ведомством и т.п.; например, департаментом здравоохранения). В договоре также часто указаны учебное заведение и будущий работодатель (например, городская больница). В договоре о целевом обучении должно быть прописано: на какую специальность и сколько времени учится студент, как поддерживает его работодатель, сколько он должен будет отработать после окончания обучения (но не менее трех лет), на какой должности и с каким кругом обязанностей будет работать выпускник в организации, которая указана в договоре. Будущий работодатель даже вправе указать тему выпускной квалификационной работа (диплома), которую будет в конце обучения защищать студент.
✔ Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть, родителей.
✔ Будущий работодатель не только может, но и должен предоставить место гражданину, который обучается по целевому договору. Если он не выполняет условия заключенного договора, то обязан выплатить гражданину компенсацию в размере 3-кратной величины начисленной заработной платы в субъекте РФ.
✔ Договор о целевом обучении может быть расторгнут по согласию сторон или может быть отсрочен в случае каких-то серьезных обстоятельств в жизни студента. То есть, договор о целевом обучение — это не «кабала».
✔ Если договор нарушается со стороны гражданина, например, он отчислен или не выходит на работу и не отрабатывает положенного срока, то придется вернуть всю стоимость обучения, стоимость проживания и выплаченных стипендий.
Предприятия, дающие целевое направление в 2023 году
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Важно
Абитуриент может обратиться и к частным компаниям, но тогда он будет поступать не по квоте, а по общему конкурсу. На практике это будет платное обучение, за которое платит работодатель.
Организация, которая участвует в целевом договоре, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-«целевика». В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др.) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента, а тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
Какие правила действуют до 2024 года
Абитуриент сам находит заказчика обучения, и они заключают типовой договор. С договором и другими документами будущий студент приходит в приемную комиссию и участвует в отдельном конкурсе на места, выделенные правительством, — это квота приема на целевое обучение. По окончании вуза студент должен отработать на заказчика минимум 3 года.
Годы отработки. Отработку после обучения ограничат пятью годами. Раньше максимального срока не было, только минимальный — 3 года.
Стороны договора. Если заказчик предъявляет условия к успеваемости студента и тот должен пройти практику у заказчика, вуз становится третьей стороной договора и следит за соблюдением этих двух условий. Например, что студент добросовестно и без долгов осваивает программу, проходит все аттестации. Обо всех успехах и неудачах вуз должен будет информировать заказчика.
По действующим правилам в договоре две обязательные стороны: заказчик и гражданин. Работодателя и вуз включали в число сторон дополнительно. Следить за успеваемостью пока задача заказчика, как именно это происходит, указывают в договоре.
Часто заказчик и работодатель — это одна организация. Но иногда работодателем может быть структура, которая подчиняется заказчику или связана с ним
Как изменится порядок заключения договора
Момент заключения. С 1 мая 2024 года стороны смогут подписать бумаги только после зачисления абитуриента — также в рамках квоты приема. Крайний срок заключения договора — 1 сентября. Раньше целевой договор заключали до зачисления.
Количество договоров. По новым правилам абитуриент сможет подписать один договор с одним заказчиком и для одного вуза. Это существенное ограничение: сейчас у абитуриента больше шансов на зачисление по целевому.
К примеру, абитуриент может заключить два договора — на лечебное дело и на педиатрию — и зачислиться по одному из конкурсов. Оба этих образования — базовые, и в будущем позволят выбирать из множества ординатур. С 1 мая 2024 года будет так: если абитуриент не прошел на лечебное дело, заключить договор на другую специальность не получится.
Если же абитуриент поступил на бюджетное место по квоте и отказался заключать договор, вуз должен будет отчислить студента или перевести его на платную основу.
Чем поможет единая платформа для абитуриентов и заказчиков
В 2023 году в России нет общего сервиса для поиска заказчика целевого обучения: абитуриентам приходится искать информацию по сайтам ведомств, обзванивать предприятия и расспрашивать нынешних студентов-целевиков. Подобие единой площадки есть у Федерального кадрового центра, но сайт полностью посвящен оборонно-промышленному комплексу, поэтому гуманитариям, спортсменам и художникам там делать нечего.
Закон предусматривает публикацию предложений от всех заказчиков на единой платформе «Работа в России». Можно будет узнать:
- в каких вузах и на каких специальностях можно отучиться;
- кем сможет работать выпускник;
- какие меры поддержки окажет заказчик;
- какие требования заказчик предъявляет к отбору;
- будет ли он обращать внимание на успеваемость студента;
- контакты заказчика.
Предполагается, что информация с новой платформы будет общедоступна, и любой абитуриент, подходящий под критерии заказчика, сможет подать электронную заявку через портал госуслуг одновременно с заявлением о приеме. Но пока рано говорить обо всех тонкостях зачисления: правительству предстоит доработать порядок приема в вузы.
Как его получить
На начальном этапе абитуриент должен:
- Определиться с выбором профессии (специализации).
- Найти работодателя, который захочет оплатить учебу в вузе (сузе), и заключить соглашение.
- Собрать необходимый перечень документов.
Основные сложности возникают на этапе поиска учреждения, руководство которого будет готово оформить в свой штат специалиста-новичка после его обучения. Этот процесс нужно начинать заранее и в каждой сфере профессиональной деятельности существует своя специфика квотирования рабочих мест.
В системе здравоохранения инициатива исходит от регионального министерства. Ежегодно в сентябре стартует мониторинг ситуации с новыми кадрами в поликлиниках и больницах, после чего формируется заявка в Минздрав. Рассмотрев ее, чиновники определяют количество квот и доводят информацию до региона. Списки с названием вузов, поддерживающих программы целевого обучения, публикуется на официальном интернет-ресурсе ведомства. Абитуриенту остается выбрать вакансию и заключить договор с медицинским учреждением.
Информацию о количествах квот в сфере образования, социального обслуживания, культуры, спорта и прочих профессиональных сфер можно получить на интернет-ресурсах соответствующих ведомств.
Оформление договорных отношений
Абитуриент, заключая договор с предприятием или учреждением, получает гарантию на целевое обучение. На стороне работодателя могут выступать госструктуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Условия соглашения обязывают компанию оплатить обучение будущего сотрудника, а абитуриента – в течение 3 лет после получения диплома проработать на предприятии, которое выступает в качестве работодателя. За нарушение договора стороны несут материальную ответственность.
Если абитуриент отказался работать на предприятии или не окончил вуз, он возмещает все издержки и расходы на обучение, которые понес работодатель. В случае, когда руководство предприятия отказывается оформлять на работу дипломированного специалиста, с которым был заключен договор, оно должно компенсировать ущерб пострадавшей стороне в трехкратном размере средней зарплаты по региону.
В документе также указывается вуз, специальность, по которой будет обучаться абитуриент. Договор стороны подписывают после сдачи экзаменов.
Правила поступления по целевому назначению
Процедура поступления для целевиков идентична той, что предусмотрена для обычных студентов, но для них проводится отдельный конкурс. Они сдают в приемную комиссию стандартный набор документов, приложив к ним заверенную копию договора с работодателем. Целевики претендуют на бесплатные места с учетом выделенных квот в конкретном университете. Они зачисляются первыми, вместе с победителями олимпиад и льготниками.
Плюсы и минусы целевого назначения
Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:
- отдельный конкурс, предусматривающий более низкий порог для поступления;
- гарантированное трудоустройство;
- наличие дополнительных мер поддержки со стороны работодателя (оплата общежития, выплата стипендии, практика на собственном предприятии и прочее).
Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:
- зависимость от конъюнктуры рынка труда (договор с работодателем подписывается на длительный срок, по окончании которого выбранная профессия может стать невостребованной);
- наличие штрафных санкций (из-за отчисления из вуза или нежелания работать после получения диплома в конкретной компании студент компенсируют все расходы, включая стипендионное обеспечение и оплату жилья).
Оценивая перспективы обучения по целевому назначению, абитуриент должен обращать внимание не только на очевидные перспективы, но и на потенциальные риски. Размер ущерба, который придется возмещать, может быть существенным. Только при полной уверенности, что абитуриент будет работать по специальности, и желании построить карьеру у конкретного работодателя, он может планировать обучение по целевому назначению.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж
ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: В ЧЕМ ПОДВОХ? ЮРИСТ …
2. Для отработки срока целевого обучения гражданин должен работать в организации-работодателе не менее чем в два раза дольше, чем длительность полученного им образования. Например, если гражданин получил высшее образование, длительностью пять лет, он должен отработать в работодателе не менее десяти лет.
3. Исчисление отработанного времени начинается со дня окончания образования, указанного в документе об образовании, и также может включать время по направлению органа исполнительной власти, привлекавшего гражданина к целевому обучению.
4. Если гражданин не отработал полностью срок целевого обучения, он обязан возместить стоимость полученного образования в полном объеме, с учетом инфляции по среднегодовому индексу потребительских цен.
5. Работодатель имеет право прекратить отработку гражданина, получившего образование по целевому обучению, в случае смерти гражданина, признания его безвестно отсутствующим или утраты им трудоспособности. В таких случаях гражданин освобождается от обязанности возместить стоимость образования.
В судебном деле, связанном с целевым обучением и его продолжительностью, произошло несколько удивительных поворотов сюжета. Истец, студент колледжа, подал в суд на университет, требуя компенсацию за недополученное целевое обучение.
В ходе разбирательства было установлено, что студент был зачислен на программу целевого обучения, согласно которой он обязан был отработать 5 лет после окончания университета в определенной области. Однако, студент решил изменить свои планы и не выполнил свои обязательства по отработке.
Университет, ссылаясь на договор и правила программы целевого обучения, требовал, чтобы студент выплатил компенсацию за неотработанный период. Однако, студент утверждал, что условия программы были недостаточно ясны и что он был неправильно информирован о своих обязанностях.
В ходе судебного процесса были представлены различные доказательства, включая письма, электронные сообщения и документы, свидетельствующие о том, что студент был в курсе своих обязательств и согласился с ними. Были также приведены показания свидетелей, подтверждающие, что студент был осведомлен о своих обязанностях и последствиях невыполнения.
Однако, некоторые сведения, полученные в ходе судебного разбирательства, вызвали сомнения в правомерности действий университета. Возникли сомнения в том, что условия программы были представлены студенту полностью и понятно. Также было выявлено, что университет не предоставил достаточной поддержки и сопровождения студенту в процессе отработки.
Судья, анализируя все представленные доказательства и аргументы обеих сторон, принял решение о частичном удовлетворении иска студента. Судебное решение предусматривало, что студент должен выплатить компенсацию за недополученное целевое обучение, однако сумма была значительно снижена, учитывая некорректное информирование и недостаточную поддержку со стороны университета.
Этот случай из судебной практики показывает, что целевое обучение имеет юридические последствия, и студенты должны внимательно ознакомиться с условиями программы и быть готовыми к их выполнению. Он также подчеркивает важность ясной коммуникации со стороны университета и обеспечения необходимой поддержки студентам в процессе отработки.