Согласно закону, при застройке жилым домом с общей площадью от 30 до 50 кв. м на 1 жителя должно быть не менее 1,7 машиноместа на квартиру. Если же общая площадь дома превышает 50 кв. м на 1 жителя, то количество парковочных мест должно быть не менее 2,0 машиномест на квартиру. Таким образом, для рассчитывания количества парковочных мест для конкретного дома необходимо знать общую площадь и количество жителей.
Сколько должно быть парковочных мест в новостройке?
Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей», застройщики обязаны предусмотреть определенное количество парковочных мест для будущих жильцов в соответствии с расчетом 1 машино-место на каждые 80 м2 жилой площади. Эти нормы применяются к новостройкам, которые строятся на новых территориях.
Сколько должно быть парковочное место?
Минимальные размеры для одного стояночного места при размещении вдоль проезжей части должно быть 2,5 х 7,5 метров, при параллельном расположении 2,5 х 5 метров. Размер парковочного места для маломобильных групп населения (инвалидов) составляет 3,5 х 6 метров. Это увеличение размера позволяет создать безопасную зону сбоку и сзади машины, чтобы дать инвалиду достаточно места для маневрирования и возможность удобно войти и выйти из автомобиля. Такие обширные размеры парковочных мест для инвалидов являются необходимыми для обеспечения их комфорта и безопасности при использовании автотранспорта.
Как распределяются парковочные места возле дома?
В простых словах можно сказать, что жильцы дома владеют всем участком вокруг него, включая участок для парковки. Это означает, что каждый из жильцов имеет одинаковое право использовать эту землю. Запрещено разделять двор на отдельные части между собой по размеру и использованию.
Сколько должно быть машиномест в ЖК?
Город несколько раз изменял нормативы относительно количество машиномест, которое должно предусматриваться застройщиками. На сегодняшний день, застройщики обязаны обеспечивать одно машиноместо на каждые 80 квадратных метров общей площади квартир. Ранее, до 2022 года, этот норматив составлял 75 квадратных метров, а до 2020 года — 66 квадратных метров.
Что делать если во дворе нет парковочных мест?
Из текста можно сделать вывод, что если на придомовой территории недостаточно парковочных мест, то собственники имеют право парковаться на парковке, которая была организована органами государственной и муниципальной власти. Однако, если такой парковки нет, то жильцы могут обратиться в органы власти с предложением организовать парковку.
Сколько парковочных разрешений на квартиру?
В соответствии с правилами, на одну квартиру в многоквартирном доме могут быть выданы максимум два парковочных разрешения. Если речь идет о коммунальной квартире, то оформляется только одно парковочное разрешение, которое привязывается к одной квитанции об оплате коммунальных услуг.
Кому принадлежит парковочное место возле дома?
В соответствии с законодательством, парковка, расположенная на придомовой территории, является общей собственностью собственников жилья и нежилых помещений в данном здании. Это означает, что каждый собственник имеет равные права на пользование этой парковкой.
Законодательство запрещает оформление мест на такой парковке в собственность отдельных жильцов. Следовательно, ни одному из собственников не разрешено приобретение или регистрация права собственности на определенное место для автомобиля.
Это норма закона направлена на поддержание общественности парковки и предотвращение возможных конфликтов между соседями по поводу использования парковочных мест.
Администрация дома может разработать и внедрить систему регулирования парковки, чтобы обеспечить более удобное и справедливое использование парковочных мест для всех жильцов. Такая система может включать в себя выделение временных или ротационных парковочных мест, а также установку ограничений на использование парковки с помощью различных технологий, например, электронного ключа или приложения.
На каком этаже лучше покупать парковочное место?
В идеале, при выборе парковочного места стоит учитывать его близость к выходу и входу к подъезду или вашей жилой секции. Также следует обратить внимание на расстояние от парковочного места до выезда со стоянки. В случае многоуровневого паркинга наиболее предпочтительным будет арендовать или выкупить место на первом этаже.
Расчет парковочных мест для многоквартирного жилого дома
Проблема размещения транспорта на городской территории на сегодня не до конца урегулирована законодательством. Поэтому мало кто знает про существующий порядок, а между тем, нормы по количеству парковочных мест для жилого дома регламентируются местными градостроительными правилами, либо ПЗЗ (принципы землепользования и застройки).
Не секрет, что во многих городах России остро стоит вопрос нехватки мест для парковки во дворах. Сегодня личный транспорт есть практически в каждой семье, и поиск свободной площадки часто становится головной болью для автовладельцев.
Также стало обычным явлением появление на участке возле жилого дома, который не был в свое время сформирован и не перешел во владение жильцов, новых зданий, заправок или супермаркетов. Опять же, автоматически происходит сокращения этих заветных мест и жильцам многоэтажек приходится оставлять авто на тротуарах, газонах и даже на детских площадках. Что не только не эстетично, но и противозаконно, карается штрафом.
Права по организации
Раньше проектировщики снабжали новостройки лишь узкими проездами вдоль домов и карманами на несколько машин. Другие строили подземные паркинги или многоуровневые наземные гаражи, но их стоимость далеко не каждому по карману. В итоге, запланированные по проекту, места пустуют, а поставить машину по-прежнему некуда.
Не так давно действовали областные и муниципальные программы по благоустройству дворового пространства, в том числе расширялись парковки. Приведены в порядок были сотни жилых зданий и пространство вокруг них, но обустроить все не успели. В нынешней экономической ситуации подобные программы приостановлены.
Внимание! Сегодня реальным способом устранения проблемы, является строительство, планирование, как и предварительный расчет парковочных мест, непосредственно силами жильцов. Ведь придомовая территория также является их собственностью и зоной ответственности.
Стандарты и правила
Любое пребывание автомобиля на стоянке регламентируется правилами дорожного движения и санитарными нормами. Еще существуют различные региональные нормативно-правовые акты, которые также регулируют данные вопросы. В разных городах требования к автомобилистам могут немного различаться, но их выполнение способно решить большинство парковочных конфликтов.
Читайте также: Штраф за парковку у подъезда
Для целого микрорайона, квартала, для одного или группы жилых домов, требуемое количество определяется Сводом Правил 42.13330.2011, которым же и установлен уровень автомамобилизации. Количество автомобилей на тысячу жителей составляет триста сорок три единицы техники, в том числе:
- такси –3, 4;
- ведомственный транспорт – 2,3.
Справка! На практике, уровень выше и может доходить до шестисот, и в некоторых регионах это учитывается.
Нормативы парковочных мест в ЖК
Нормативными документами в сфере строительства (в частности, СП 42.133330.2011) принята средняя обеспеченность автотранспортом в размере 350 машин на 1 тыс. человек. В прошлом году право регулировать его отдали регионам. В Москве приняты свои региональные нормативы градостроительного проектирования, которыми определяется порядок расчета потребности в местах постоянного и временного хранения автомобилей. Первый параметр считается, исходя из СНиП, СП (сводов правил), а также балльной оценки потребности в машино-местах. Второй — исходя из суммарной поэтажной площади объекта, коэффициента урбанизации и коэффициента доступности общественного транспорта. Для каждого проекта эти значения будут индивидуальными. По данным ЕРЗ.РФ, в среднем по России обеспеченность строящихся многоквартирных домов машино-местами составляет 0,1 машино-место на одну квартиру. В 84,9% строящихся многоквартирных домов вообще нет машино-мест. В тех домах, где машино-места имеются, строится в среднем 0,65 машино-места на одну квартиру. Доля домов с встроенными или пристроенными паркингами за последние годы выросла незначительно — с 14% до 15,1%.
При проектировании жилых комплексов сегодня требуется отдавать приоритет современным городским концепциям — с грамотно разведенными пешеходным и автомобильным потоками, удобными подъездами для разгрузки и машино-местами, расположенными под землей, считает директор по продукту девелоперской компании «Брусника» Елена Еременко. По ее словам, подземных машино-мест не может и не должно быть много: не каждый житель готов потратить на паркинг от 750 тыс. до 1 млн руб. «Текущие нормативы способствуют появлению в городах двух типов проектов. Первый представляет собой высотные дома, окруженные безжизненными парковочными полями. Бесплатность таких машино-мест иллюзорна. Не важно, есть у покупателя автомобиль или нет, цена стоянки будет включена в стоимость квадратного метра. Во втором типе проектов девелоперы организуют многоуровневый наземный паркинг на краю участка. Такие паркинги, как правило, остаются невостребованными и превращаются в пустые памятники нормативам», — говорит Елена Еременко.
Фото: Julia Kuznetsova\shutterstock
Елена Еременко, директор по продукту компании «Брусника»:— Выход один — число парковочных мест должно стать ограничивающим фактором. Городу невыгодно создавать инфраструктуру для транспорта, который более 90% времени стоит без дела. Автовладельцу машина принадлежит 24 часа 365 дней в году, но пользуется он ею всего 7% времени. Ограничительные меры, безусловно, должны сочетаться с развитием, оптимизацией и популяризацией общественного транспорта. Предполагаем, что в таком случае о необходимости иметь автомобиль задумаются жители не только центральных, но и отдаленных районов.
Парковки нужно оставить
По оценке компании «Метриум», машино-место в новостройках Москвы включается в стоимость лота во многих проектах высокобюджетного сегмента. В массовых новостройках и бизнес-классе оно приобретается отдельно, и зачастую девелопер продает машино-место в лучшем случае по себестоимости, а в худшем — себе в убыток. Подобная инициатива может привести к росту цен на паркинги в новостройках и общему обострению проблемы с хранением личного автомобиля, считает управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка. В Москве пересмотр нормативов обеспеченности парковками в меньшую сторону нецелесообразен, поскольку автомобилей становится все больше и рано или поздно в каждом регионе возникнут проблемы с парковкой, уверена Надежда Коркка. По ее мнению, нужен более глубокий и системный подход к решению проблемы размещения автомобилей жителей при строительстве жилья. «Можно, например, внедрять эффективные мировые и отечественные практики повышения доступности машино-мест и прорабатывать вопрос размещения наземных паркингов на муниципальных неиспользуемых землях вблизи строящихся микрорайонов. Также для жителей нужно предусмотреть на таких землях механизм сбора средств для строительства гаражных комплексов по аналогии с ЖСК», — считает эксперт. По оценке председателя совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирины Доброхотовой, уменьшение необходимой под паркинги площади ничего не даст, если параллельно не трогать нормативы плотности застройки по крайней мере в мегаполисах. «При фактически максимально возможной плотности застройки (25 тыс. кв. м на гектар) почти невозможно построить столько квартир, чтобы хоть какому-то проценту не хватило парковочного места даже при действующих нормативах. 25 тыс. кв. м — это шестисекционный 15-этажный дом, который займет площадь участка менее 2 тыс. кв. м. Если даже в нем будет 400 квартир, то площади под парковочные места понадобится 6 тыс. кв. м. Как ни крути, все размещаются», — поясняет эксперт. То есть, если снизить норму обеспеченности машино-местами, полезной площади участка все равно не освободить. Вторая важная причина сохранить действующие нормативы — равные права на бумаге для бесплатных мест вдоль тротуара и дорогих мест в подземном паркинге, считает Ирина Доброхотова. Для закона они равны и учитываются как машино-места. «Если, к примеру, в одном и том же доме по действующим нормативам требуется 100 машино-мест, из которых 50 застройщик разместит в подземном паркинге, а еще 50 будут общедоступны, то сложности с парковкой могут наблюдаться с первого дня заселения дома: жильцы, не желая покупать парковочные места, постараются уместиться на 50 бесплатных, а платный подземный паркинг будет пустовать годами. Предположим, нормы изменили: теперь этому дому требуется всего 60 машино-мест, из которых 50 все так же в подземном паркинге. После этого вас не ждут взрывные продажи машино-мест под землей — вас ждут «парковочные войны» за десять катастрофически дефицитных бесплатных мест у подъезда», — приводит пример эксперт.
Фото: Evgeniia Primavera\shutterstock
Обеспеченность парковочными местами
Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала «Единый ресурс застройщиков»:— Обеспеченность парковочными местами в новостройках в последние годы увеличивается. Это связано с повсеместным внедрением нормативов градостроительного проектирования, включающих в себя требования к количеству мест для хранения автомобилей. До 2016 года в новостройках в среднем по России обеспеченность парковочным пространством составляла лишь 0,3 места на строящуюся квартиру, в 2016–2018 годах — 0,6, а в 2019-м и 2020-м — более 1,0. Казалось бы, идет улучшение по формальным показателям. На самом деле все не так благополучно. Во-первых, это чаще всего уличное парковочное пространство, которым распоряжается власть. Завтра эти парковки могут исчезнуть или их могут сделать платными. Во-вторых, одно и то же уличное парковочное пространство используется жильцами всех близлежащих домов. Поэтому расчеты застройщиков нередко лукавы. Наличие машино-мест в доме — важная составляющая для обеспечения комфорта проживания. При оценке потребительских качеств новостройки за это добавляются баллы, что влияет на ее позицию в топе новостроек. Однако есть еще и показатели комфорта самого паркинга.
- Велосипеды и электромобили: как меняются парковки в современных ЖК
- Парковки Москвы: сколько стоят машино-места в новых домах
- В России вступила в силу «гаражная амнистия». Что важно знать
Сколько парковочных мест должно быть в новостройке и как …
2. В соответствии с нормативами, устанавливаемыми местными органами власти, количество парковочных мест должно соответствовать одному или более местам для каждого жилого помещения в доме.
3. Если дом расположен в общественной зоне или на территории, где проживают более 25 семей, обязательным требованием является обеспечение возможности беспрепятственной парковки для грузовых автомобилей.
4. Для многоэтажных домов, в которых проживает более 100 человек, должно быть создано дополнительное количество парковочных мест, предназначенных для инвалидов.
5. В случае отсутствия условий для обеспечения парковки на территории дома, местные органы власти должны предоставить альтернативные возможности, такие как организация мест для стоянки вблизи здания или использование общественных парковочных зон.
6. Жилищные комплексы, включающие в себя магазины, банки, аптеки и другие коммерческие объекты, должны иметь дополнительные парковочные места, обеспечивающие возможность парковки посетителям и жителям.
7. Проекты новых жилых домов должны предусматривать достаточное количество парковочных мест, исходя из потенциального количества жильцов и рассчитывая возможности использования общественного транспорта.
8. В зависимости от региональных нормативов, некоторые местные органы власти могут установить дополнительные требования к созданию парковочных мест, особенно для новых строительных проектов или в переполненных городских районах.
9. Организация парковочных мест должна соответствовать требованиям Правил благоустройства территории, где учитывается пешеходная достпность, выделение зеленых насаждений, наличие тротуаров и прочие факторы.
10. За несоблюдение требований по созданию достаточного количества парковочных мест может предусматриваться административная или гражданско-правовая ответственность, в том числе в виде штрафных санкций или привлечения к возмещению причиненного ущерба.
В судебной практике возникают различные споры о количестве парковочных мест у домов. В одном интересном случае, житель района подал иск против застройщика, утверждая, что в новостройке не предусмотрено достаточное количество парковочных мест для жильцов.
В процессе разбирательства дела выяснилось, что застройщик ранее обещал каждой квартире по одному парковочному месту, однако, при сдаче дома в эксплуатацию, было предоставлено только половина обещанного количества мест. Истец утверждал, что это нарушение договора и требовал компенсации за несоответствие предоставленного жилья заявленным условиям.
Однако, в процессе рассмотрения дела, стало известно, что застройщик передал некоторые парковочные места другим лицам, включая членов своей семьи и сотрудников. Заявленное количество парковочных мест не было недостаточным, а было распределено неправильно.
В результате, суд принял решение в пользу истца, признав нарушение договора и обязав застройщика компенсировать потери истца. Таким образом, данное дело стало примером того, как спор о количестве парковочных мест может иметь неожиданные сюжетные повороты, открывая новые аспекты в судебной практике.