Кем может работать госслужащий. Альтернатива после увольнения
Недавно проведенная реформа оптимизировала аппарат госслужащих. Это значит, что часть рабочих мест (порядка 30 тысяч) сократили, а некоторые ведомства были ликвидированы целиком (например, Роспечать или Россвязь). Как быть в такой ситуации? Куда идти бывшим государственным служащим? Попробуем разобраться и дать несколько советов.
Что делать, если вы попали под сокращение?
Во-первых, практически все должности государственной-гражданской службы являются конкурсными, а значит, ваш трудовой договор изначально имел свой срок окончания . Поэтому, устраиваясь на такую работу, нужно уже было быть готовыми к будущим переменам. Хотя сокращение, конечно, могло стать неприятной неожиданностью.
Во-вторых, госслужба дает отличный опыт и базу для дальнейшей работы и обучения. Древнеримский педагог Квинтилиан сказал одну замечательную фразу: « Учиться никогда не поздно ». Поэтому стоит пересмотреть свои навыки и решить — стоит ли продолжать работу в том же направлении или переквалифицироваться.
Если вы решили менять квалификацию — присмотритесь к востребованным вакансиям. Есть такие, на которые спрос есть всегда.
Перспективное направление для обучения бывшим государственным служащим
Сфера вашей новой деятельности, если вы не хотите полностью сменить вектор работы, должна быть как-то связана с госслужбой. Поэтому одно из самых перспективных направлений для обучения — специалист в сфере государственных закупок.
Кто это такой? Это человек, работа которого связана с планированием, подготовкой и участием в конкурсах, аукционах и других закупочных процедурах, а также с процессами заключения, исполнения и расторжения госконтрактов.
Причем специалистом в сфере закупок можно быть как со стороны продавца, так и со стороны покупателя , везде одинаково нужны квалифицированные специалисты.
Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.
Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.
Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.
Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.
Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Перечень должностей служащих ФССП, которые входят в специальный перечень
Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.
Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.
Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № .
Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень.
Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.
Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.
При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.
Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.
Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.
После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.
Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).
Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.
Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).
Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.
Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.
Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.
Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.
Штрафы немалые: для должностных лиц — рублей, для юрлиц —
Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020
Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.
Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.
Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020
Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019
Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.
Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № ). Других санкций законом не предусмотрено.
Как узнать, что человек работал на госслужбе
Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.
Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.
Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.
Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.
Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).
Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.
Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.
Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.
Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.
Государственная служба является особым видом профессиональной деятельности, связанной с исполнением государственных функций и обязанностей. Выполняя такую службу, граждане обязаны соблюдать определенные правила и требования, установленные законодательством.
После окончания государственной службы, многие люди стремятся найти работу в частных компаниях или других государственных учреждениях. Однако, не всегда у них получается найти работу мгновенно или легко.
Одной из основных причин, почему после госслужбы могут возникать сложности с трудоустройством, является недостаточная специализация или ограниченный круг компетенций. Государственная служба зачастую предоставляет узкую специализацию, которая может не быть востребована в других сферах работы. Поэтому, для успешной адаптации к новым условиям необходимо дополнительное образование или получение дополнительных профессиональных навыков.
Также, работодатели могут опасаться того, что бывший госслужащий может не приспособиться к новым правилам работы и процессам в частной компании. Государственная служба имеет свои специфические регуляции и процедуры, которые могут отличаться от стандартных методов работы в других организациях. Это может вызывать некоторые трудности в адаптации к новым условиям и подходам.
Также, существует предрассудок о том, что бывший госслужащий может быть склонен к бюрократии или упрощенному подходу к работе. Это может вызвать сомнения у работодателей относительно эффективности и ответственности такого работника.
Однако, все эти причины могут быть преодолены с помощью дополнительного образования, самообразования и постоянного развития. Важно продемонстрировать работодателю свою готовность к обучению и адаптации, а также убедить, что приобретенные навыки и опыт на госслужбе могут быть полезными и применимыми в новой сфере работы.
В заключение, после госслужбы возможны сложности с трудоустройством, связанные с ограниченными навыками и специализацией, различиями в подходах и предрассудками работодателей. Однако, с постоянным развитием и адаптацией можно успешно преодолеть эти трудности и найти работу вне государственной службы.
Как правильно принять на работу бывшего госслужащего?
Сообщение о приеме на работу бывшего служащего должно быть направлено в письменной форме с использованием бланка организации. Это требование установлено Правительством Российской Федерации в постановлении от 8 сентября 2010 года N 700. Сообщение должно быть подписано руководителем организации или другим уполномоченным лицом, которое подписало трудовой договор.
Что дает работа в госслужбе?
Основными гарантиями для госслужащих являются различные социальные льготы, которые обеспечивают им защиту и социальную безопасность. Одной из таких гарантий является ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от стажа госслужбы. Это означает, что с каждым годом работы госслужащий получает дополнительные дни отпуска.
Кроме того, госслужащим гарантировано пенсионное обеспечение, которое позволяет им получать достойную пенсию после выхода на пенсию. Это важно, так как госслужба часто связана с рисками и стрессом, и госслужащий должен быть уверен в будущем финансовом обеспечении.
Также госслужащие имеют право на возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность. Это означает, что им будут компенсированы затраты на проживание, питание, транспорт и другие расходы, связанные с выполнением своих служебных обязанностей.
Для госслужащих предусмотрено медицинское страхование, которое обеспечивает им доступ к качественной медицинской помощи. Это важно, так как защита здоровья является неотъемлемой частью обеспечения социальной безопасности госслужащего.
Таким образом, гарантии для госслужащих включают ежегодный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение, возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность, а также медицинское страхование и другие льготы. Все это обеспечивает госслужащим социальную защиту и уверенность в будущем.
В чем недостатки работы на государство?
Актуальным недостатком государственной службы является распространение коррупции. Коррумпированность чиновников наносит ущерб процессу государственного управления, подрывает доверие граждан и снижает престиж должности госслужащего.
Коррупция является серьезной проблемой, которая требует срочных и эффективных мер. Ключевым аспектом решения этой проблемы является ужесточение наказания за коррупционные преступления. Также важно внедрить эффективные механизмы контроля и прозрачности в государственной службе. Профессиональная ответственность и этические стандарты также играют важную роль в борьбе с коррупцией.
Что должен делать госслужащий после увольнения?
После увольнения с государственной гражданской службы гражданин обязан выполнять ряд обязательств. В частности, он должен в течение двух лет сообщать своему работодателю информацию о последнем месте его службы, при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Это требование направлено на обеспечение прозрачности и информированности работодателей о прошлом службы кандидатов на работу, особенно если эта служба была связана с государственной деятельностью. Данное правило можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (nalog.gov.ru). Помните, что несоблюдение этого требования может привести к правовым последствиям, поэтому рекомендуется гражданам тщательно изучить и соблюдать данное правило.
Что обязан делать бывший гражданский служащий в течение 2 лет после увольнения с гражданской службы?
Гражданин, который был уволен с государственной или муниципальной службы, должен в течение двух лет после увольнения информировать работодателя о своем предыдущем месте работы при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. Это требование основано на части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Последняя информация о месте работы будет просмотрена работодателем в целях проведения проверки и установления соответствия гражданина требованиям, определенным законом.
Поставщики услуг и работодатели наложение санкций пока вводить не имеют права, однако они имеют право отказать гражданину в заключении договора в случае предоставления ложной или недостоверной информации.
Чтобы последователен и регулярен процесс проверки работы государственных и муниципальных служащих, это требование было введено. Оно способствует повышению эффективности и надежности работы таких служащих, а также уменьшает вероятность незаконного использования официального статуса государственного или муниципального служащего.
Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь на официальный сайт учреждений государственной и муниципальной службы вашего региона.
Какие преимущества у госслужащего?
Преимущества профессии государственного служащего (госслужащего) невозможно недооценить. Во-первых, это отличная возможность для карьерного роста. Работая в государственных структурах, вы можете продвигаться по служебной лестнице и занимать все более высокие должности. Таким образом, у вас будет возможность улучшить свое положение и заработную плату.
Кроме того, госслужащие наслаждаются стабильной зарплатой. В отличие от частного сектора, где зарплаты могут быть непредсказуемыми и зависеть от финансового состояния компании, государственные служащие получают стабильный и гарантированный доход.
Еще одним преимуществом работы в государственном секторе является высокий уровень востребованности. Госслужащие всегда востребованы на рынке труда и имеют больше шансов трудоустроиться по окончании учебы или при поиске новой работы. Данный фактор обеспечивает большую стабильность и надежность в выборе профессии и трудоустройстве.
Наконец, госслужащие имеют ряд социальных льгот. Такие привилегии могут включать в себя медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, льготы по семейному положению и многое другое. Эти социальные льготы позволяют госслужащим чувствовать себя защищенными и обеспеченными.
В целом, работа в качестве государственного служащего предлагает множество преимуществ, которые делают ее привлекательной профессией для многих людей. Карьерный рост, стабильная зарплата, высокий уровень востребованности и социальные льготы — все это делает профессию госслужащего привлекательной и перспективной.
Какая зарплата у госслужащих?
Ниже представлена таблица с информацией о должностных окладах для определенных должностей:
п/п | Наименование должности | Должностной оклад (рублей в месяц) |
---|---|---|
5 | Помощник федерального министра | 29 307 |
6 | Советник федерального министра | 29 307 |
7 | Начальник отдела в департаменте | 24 914 |
8 | Референт | 24 333 |
Данная таблица демонстрирует информацию о должностных окладах для разных должностей. Видно, что помощник федерального министра и советник федерального министра имеют одинаковый должностной оклад в размере 29 307 рублей в месяц. Начальник отдела в департаменте получает оклад в размере 24 914 рублей в месяц, а референт — 24 333 рубля в месяц. Эти данные могут быть полезными при сравнении и анализе должностных окладов различных должностей.
В чем разница между бюджетниками и госслужащими?
Работники бюджетной сферы, или бюджетники, включают в себя различные профессии, такие как учителя, врачи, работники культуры и другие. Они получают свою заработную плату и финансирование из государственного бюджета. В свою очередь, государственные служащие — это сотрудники министерств и ведомств, такие как налоговые инспекторы. Они также трудятся в бюджетной сфере, но их работа заключается в выполнении обязанностей и функций государственных органов. Таким образом, бюджетники и государственные служащие представляют разные категории работников, хотя и трудятся в общей сфере деятельности.
Как быстро найти работу? Частая смена работы …
2. Отсутствие необходимых специализированных навыков: Госслужба зачастую требует специфических навыков, которые вряд ли будут полезны в обычных коммерческих организациях. Например, государственный адвокат может иметь опыт работы только в определенных сферах права, что не всегда соответствует потребностям частного бизнеса.
3. Ограничения внутренних правил и процедур: Государственные служащие обязаны соблюдать определенные правила, регулирующие их поведение и ограничивающие внешние коммерческие интересы. Работодатели могут считать, что это может противоречить потребностям и стратегиям компании.
4. Политическая и общественная неприемлемость: Если госслужащий занимал высокое или видное политическое должность, то его прием на работу в частную компанию или организацию может вызвать негативные реакции общества или даже ассоциироваться с определенным политическим лагерем, что может негативно сказаться на репутации работодателя.
5. Предполагаемые слабые навыки командной работы: Госслужащие зачастую работают в иерархических организациях, где подчинение и выполнение инструкций являются обязательными. Такие работники могут испытывать трудности в адаптации к командной работе в частной компании, где требуется большая самостоятельность и инициативность. Тем более, если госслужащий занимал руководящую должность, ему может быть сложнее приспособиться к низшей позиции в новой организации.
6. Возможные связи с коррупцией: В связи с распространенностью коррупции в некоторых государственных структурах, работодатели могут опасаться того, что госслужащие могут привносить неправомерные практики и связи с собой на новое место работы.
7. Ограничения в системе вознаграждения: Госслужащие могут иметь более выгодные условия труда и системы вознаграждения по сравнению с частным сектором. Работодатели могут не быть готовы предлагать аналогичные бенефиты и вознаграждения для таких кандидатов.
8. Ограниченный опыт работы в коммерческой среде: Госслужба обычно предлагает определенный набор задач и особенностей работы, который может сильно отличаться от условий в частном бизнесе. Работодатели могут сомневаться в способности госслужащих успешно работать в коммерческих условиях и приспособиться к их особенностям.
Кейс "Почему после госслужбы не берут на работу":
В судебном заседании по делу о трудовом споре представитель бывшего государственного служащего утверждал, что его отказ в приеме на работу был связан с его прошлой государственной службой. Он утверждал, что его опыт работы в государственных органах и возможное знание конфиденциальной информации стали причиной его неприглашения на собеседование.
Однако, в ходе рассмотрения дела стало известно, что реальная причина отказа заключалась в том, что бывший госслужащий не смог предоставить достаточные доказательства своей профессиональной компетентности и адаптации к работе в частном секторе. Были представлены свидетельские показания, подтверждающие его неспособность к адаптации к новым рабочим условиям и нехватку необходимых навыков для работы в частной компании.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отказ в приеме на работу был обоснованным и не имел прямого отношения к его прошлой государственной службе.