Основание для снятия с очереди на квартиру — улучшение жилищных условий. Однако, практика показывает, что это основание может включать практически любые изменения. Наиболее распространенным основанием для снятия с очереди на квартиру является покупка дачи. В подобных случаях снятие с очереди возможно, так как приобретение дачи улучшает ваши жилищные условия. Остальные варианты улучшения жилищных условий также могут быть рассмотрены в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Почему могут снять с очереди на квартиру?
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ, граждане имеют право на снятие с очереди на получение жилых помещений в случае изменения условий проживания. Основаниями для снятия с учёта в качестве нуждающихся в жилье являются наличие нуждаемости и статус малоимущего.
Определение нуждаемости в жилье проводится на основании учетной нормы в размере 12 квадратных метров. Таким образом, если гражданин вырастает из очереди или изменяет свои условия проживания, он имеет право на снятие с учета в качестве нуждающегося в жилье. В данном случае гражданин не должен дослуживать год с момента последней записи в очередь.
Когда снимают с очереди на квартиру?
Граждане могут быт сняты с учета, если они улучшили свои жилищные условия, что убрало основания для их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также, они могут быть сняты с учета, если они добровольно решат улучшить свои жилищные условия в другом населенном пункте.
Что делать если сняли с очереди на жилье?
Если человек оказался снят с очереди на получение бесплатного жилья без объяснения причин и без существенных оснований, следует обратиться в органы надзора и судебной защиты. Для этого следует подать исковое заявление о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.
Можно ли разделить очередь на жилье?
Разделить очередь могут родители и их дети, которым исполнилось 18 лет и которые получили полную правоспособность. Также раздел очереди возможен для бывших супругов после расторжения брака. Важно отметить, что данный процесс осуществляется по заявительному принципу, то есть нет необходимости обращаться в суд.
Кто получает квартиру вне очереди?
В соответствии с действующим законодательством, граждане, которые имеют право на получение жилых помещений по договорам социального найма и находятся в качестве нуждающихся в жилье на учете, могут получить жилье вне очереди. Такое внеочередное предоставление жилья осуществляется в силу их статуса нуждающихся. При этом, такие граждане должны соответствовать определенным критериям, установленным законом. Таким образом, у них есть возможность получить жилье раньше, чем остальные граждане, находящиеся в очереди на социальное жилье.
Сколько нужно стоять на очереди на жилье?
Процедура предоставления государственной услуги занимает 30 рабочих дней и начинается с дня, следующего за днем регистрации заявления. Информацию об этом можно найти на сайте mos.ru. Мы гарантируем выполнение этого срока и предоставление необходимой помощи вам. Если возникают вопросы или необходима дополнительная информация, мы готовы ответить на них и дать всю необходимую поддержку.
Сколько раз можно отказаться от очереди на жилье?
Я рад сообщить вам, что Правительство одобрило нашу инициативу по внесению поправок в Жилищный кодекс. Согласно новым изменениям, если семья откажется от предлагаемых вариантов строительства три раза в течение календарного года, они будут сняты с учета семей, желающих получить жилье, и помещены в конец очереди. Таким образом, мы устанавливаем дополнительное условие для семей, чтобы подтолкнуть их к принятию предлагаемых вариантов и ускорить процесс решения жилищных проблем.
Что относится к ухудшению жилищных условий?
Являются ухудшением жилищных условий все сделки по отчуждению жилых помещений или долей в них, например, дарение, продажа или мены жилого помещения. У таких сделок есть общий признак: в результате семья лишается части площади жилья. Такие действия негативно сказываются на условиях проживания.
За что вас могут снять с очереди на получение бесплатного жилья?
В очередях на заключение договора социального найма жилья из муниципального фонда по всей стране стоят сотни тысяч людей. Жилищный кодекс предусматривает немало оснований для заключения такого договора, так что фактически даже из внеочередников давно образовалась длинная и безнадежная очередь. Стоять в ней можно двадцать и даже тридцать лет, продвигается она чрезвычайно медленно – квартир не хватает.
Это одна из причин, по которой многие местные власти очень рады любой возможности вычеркнуть очередника из списка. Причем основаниями для вычеркивания они готовы считать все, что угодно, все, что хотя бы отдаленно напоминает решение жилищной проблемы. Например, женщина, стоящая в очереди, вышла замуж и стала жить у мужа – ну чем не основание? Она же теперь улучшила свои жилищные условия. Снимаем!
А что на самом деле?
На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:
- собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
- исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
- самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья.
- утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.
Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру. Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.
Заявление очередника
Тут бывает по-разному. Кто-то устал ждать и сам решил свою жилищную проблему, кто-то просто отчаялся и махнул рукой на очередь, кто-то удачно вступил в брак. Эти причины в данном случае не важны. Если очередник приходит и подает заявление с просьбой снять его с учета, то ответственный орган или учреждения вычеркивает его из этого списка.
Наверное, это самый редкий случай. Если власти предоставили, наконец, социальное жилье, очередник, конечно, снимается с учета как реализовавший свое право. Здесь возможны альтернативные варианты. Например, вместо квартиры в натуре человек получил денежную компенсацию и согласился с этим. Тогда обязательство властей считается исполненным. Другой вариант – предоставление земельного участка для строительства, получение поддержки на возведение отдельного частного жилья.
2.на очередников, вставших на жилищный учёт до 1 марта 2005 г., нельзя распространять законодательство, принятое после этой даты
Решением Пресненского районного суда г.Москвы от 19.07.2013 г. восстановлена на жилищном учете семья Ж. – очередники 1999 г., в связи с незаконным учетом ДЖП приобретенной бывшим мужем квартиры, в которую члены семьи Ж. не вселялись
3.нельзя не учитывать ранее действовавшие льготы по предоставлению жилья очередникам, принятым на жилищный учёт до 1 марта 2005 г.
Отмена льготных оснований принятия на жилищный учет (например, категории «одинокие матери») не является утратой основания, по которому граждане были приняты на жилищный учет по ранее действовавшему законодательству
Действовавшее до марта 2005 г. законодательство не требовало для принятия на жилищный учет иметь статус малоимущего, учитывалась только площадь занимаемого жилья менее учетной нормы. В связи с чем повышение размера доходов «старых» очередников не является основанием их снятия с учета. Это прямо указано в части 2 ст. 6 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ. Так, решением Симоновского районного суда г.Москвы от 14.06.2013 г. восстановлена на жилищном учете семья С-вых. Суд согласился с нашей позицией, что очередники, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 г., могут быть сняты с учета только после предоставления им жилья по договору соцнайма по норме предоставления
5.нельзя переводить этаж в коммунальную квартиру и приписывать к комнатам площади внутриподъездного коридора и других мест общего пользования в бывших общежитиях коридорной планировки
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 03.09.2013 г. № 5-КГ13-99отменены судебные постановления об отказе в восстановлении на жилищном учете Г. – очередника 1998 г., поскольку перевод бывших общежитий в социальный найм не является улучшением жилищных условий проживающих в них граждан.
Решением Симоновского районного суда г.Москвы от 11.11.2013 г. восстановлена в очереди проживающая в бывшем коридорном общежитии семья С., в связи с незаконностью учета ДЖП в площади занимаемого жилого помещения внутриподъездного коридора и других мест общего пользования, в т.ч. нежилых (решение оставлено в силе определением Мосгорсуда от 28.03.2014 г.). Аналогичное решение вынесено Симоновским районным судом г.Москвы 25.02.2014 г.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Читайте еще по данной теме:
- Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
- Восстановление на очереди по улучшению жилищных условий
- Обжалование незаконного снятия граждан с жилищного учета
- Восстановление на жилищном учете ошибочного снятого очередника
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Переезд в США. Это Должен Знать КАЖДЫЙ. Грин-карты …
2. Отказ от получения жилого помещения без уважительных причин.
3. Обнаружение существенных искажений в предоставленной информации о социально-бытовых условиях жильцов.
4. Нарушение порядка записи на очередь, включая предоставление заведомо ложных сведений.
5. Использование принадлежности к очереди для получения жилого помещения без намерения зарегистрироваться по месту проживания в нем.
6. Несоответствие личных и семейных обстоятельств заявителя критериям льготного предоставления жилого помещения.
7. Неиспользование жилого помещения по назначению в течение установленного срока.
8. Невыполнение обязательств, указанных в договоре о предоставлении жилого помещения.
В судебной практике существует ряд оснований, по которым могут снять с очереди на квартиру. Один из таких примеров может быть связан с обнаружением фальсификации документов, предоставленных аппликантом при подаче заявки на получение жилья. В данном случае, благодаря тщательным проверкам иследованиям, было установлено, что аппликант представил поддельные справки о доходах и личных обстоятельствах, чтобы получить более высокий приоритет в очереди. Это обнаружение повлекло за собой снятие данного аппликанта с очереди и перераспределение его места в пользу других желающих получить жилье. Такой случай был полон сюжетными поворотами, так как аппликант пытался скрыть свои действия и отрицать факт подделки документов, однако суд признал его виновным на основании представленных доказательств. Этот пример показывает, что подача ложных документов может иметь серьезные последствия и привести к снятию с очереди на квартиру.