категории водительских прав

Водительские права разделены на несколько категорий. Каждая категория предназначена для управления определенным типом транспортного средства. Всего существует шесть основных категорий: A, B, C, D, М и подкатегории A1, B1, C1, D1. Категория A предназначена для вождения мотоциклов, категория B — для легковых автомобилей, категория C — для грузовых автомобилей и категория D — для автобусов. Категория М предназначена для управления мопедами. Кроме того, существуют специальные категории для управления автомобилями с прицепом, такие как BE, CE, DE, C1E, D1E.

Что значит B и B1 в правах?

Категория «В» водительских прав включает в себя легковые автомобили и легкие грузовики (до 3,5 тонн, не более 8 пассажирских мест). Категория «В1» водительских прав позволяет управлять трех- или четырехколесными автомобилями, с пустой массой не более 550 кг.

Чем отличается категория В от С?

В соответствии с законодательством РФ, водительское удостоверение категории B позволяет водить транспортные средства, включающие в себя подкатегории M и B1. Подкатегория M означает возможность управления транспортными средствами с автомобильной посадкой и рулём. Таким образом, если у вас есть права категории B, вы можете управлять легковым автомобилем и другими транспортными средствами, подпадающими под указанные подкатегории.

Водительское удостоверение категории C автоматически даёт право на управление транспортными средствами типа M и C1. При наличии прав данной категории, вы можете управлять грузовым автомобилем и другими транспортными средствами, которые относятся к указанным типам.

Аналогично, водительское удостоверение категории D даёт право на управление транспортными средствами типа M и D1. Если вы обладаете правами данной категории, вы можете управлять автобусом и другими транспортными средствами, подпадающими под указанные типы.

Что можно водить с категорией В?

Права категории «B» дают право управлять легковыми автомобилями, вес которых не превышает 3.5 тонн, и которые имеют не более 8 мест в салоне, не считая места водителя. Также владельцам прав данной категории разрешено водить легковые автомобили, которые сцеплены с прицепом, при условии, что максимальная масса прицепа не превышает 750 кг.

В чем отличие категории В и в1?

Категория B позволяет управлять транспортными средствами, которые имеют массу до 3,5 тонн и не более 8 пассажирских мест в салоне. Категория B1 отличается тем, что она включает в себя виды транспортных средств, которые не относятся ни к категории B, ни к категории A (мототранспорт). Информацию взяли с сайта rein-avto.com.

Что за категория B1 и M?

В соответствии с законодательством, для управления легкими квадрициклами и мопедами необходимо иметь водительское удостоверение с категорией «М». А для трициклов и других типов квадрициклов требуется водительское удостоверение с категорией «В1». Эти требования носят обязательный характер и должны быть соблюдены водителями при управлении соответствующими транспортными средствами.

В чем разница между С и с1?

В соответствии с действующим законодательством, в категорию «С» входят грузовики с весом от 3,5 тонн и выше. В то же время, автомобили с весом от 3,5 до 7,5 тонн считаются средними грузовиками и относятся к категории «С1». Есть также и категории «СЕ» и «С1Е», которые относятся к грузовикам с прицепом. Важно отметить, что открытая категория «С» не предоставляет право управлять маленькими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми автомобилями.

Почему дают категорию В?

Категория годности В означает, что человек ограниченно годен к военной службе и зачислен в запас по решению призывной комиссии. Эта категория присваивается молодым людям, у которых имеются заболевания, которые несовместимы с прохождением военной службы.

Таким образом, если у человека выявлены заболевания, которые мешают ему служить в армии, ему будет присвоена категория годности В. В таком случае, он будет зачислен в запас и не будет обязан проходить военную службу. Категория годности В означает, что эти люди не могут быть призваны на военную службу в будущем, поскольку их состояние здоровья не позволяет им выполнять свои обязанности в вооруженных силах.

Источник: armyhelp.ru

Почему ставят категорию В?

Ограниченно годен (категория годности «В») означает, что у призывника есть проблемы со здоровьем, которые несовместимы со срочной военной службой. Это так называемая непризывная категория, определенная на основе медицинских диагнозов, которые указаны в Расписании болезней.prizyvanet.ru.



Новая иерархия категорий водительских прав с 1 апреля 2024 года

В данной статье мы продолжим рассматривать Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который с 1 апреля 2024 года введет новую иерархию категорий водительских прав в России.

Еще по теме:  льготы детям чернобыльцев после 18 лет

Под иерархией в данном случае понимаются взаимосвязи между категориями, которые позволяют при наличии одной из категорий управлять транспортными средствами некоторых других категорий.

Напомню, что в предшествующей статье серии «Реформа водительских удостоверений в 2024 году» речь шла об обязательной замене иностранных прав гражданами России.

Информация о нормативном документе

2023.07.24 Федеральный закон от 10.07.2023 № 313-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2023 года.

Документ вступает в силу 1 апреля 2024 года.

Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202307100028

Новая иерархия категорий водительских прав

С 1 апреля 2024 года из Федерального закона «О безопасности дорожного движения» будет исключен пункт 7 статьи 25 закона. Вместо него будет введен новый пункт 2 2 статьи 26:

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СE» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М».

2 2 . Право на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и без сдачи экзаменов:

  • категории «M» с любым видом трансмиссии — при наличии права на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории «M»;
  • подкатегории «A1» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «A»;
  • подкатегории «B1» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «B»;
  • подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа — при наличии права на управление транспортными средствами категории «A»;
  • категории «BE» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE», или категории «DE», или подкатегории «C1E», или подкатегории «D1E»;
  • подкатегории «C1» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «C»;
  • подкатегории «C1E» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE»;
  • подкатегории «D1» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «D»;
  • категории «DE» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «D» в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE»;
  • подкатегории «D1E» — при наличии права на управление транспортными средствами категории «DE»; права на управление транспортными средствами подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории «CE» или подкатегории «C1E».

Для большей наглядности представим иерархию категорий в виде таблицы:

Иерархия
до 1 апреля 2024 года
Иерархия
с 1 апреля 2024 года
«Младшая»
категория
«Старшая»
категория
«Младшая»
категория
«Старшая»
категория
А1 А А1 А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B B1 B
BE B (> 1 года) + CE
B (> 1 года) + DE
B (> 1 года) + C1E
B (> 1 года) + D1E
C1 C C1 C
C1E CE C1E CE
DE D (> 1 года) + CE
D1 D D1 D
D1E DE D1E DE
D1 (> 1 года) + CE
D1 (> 1 года) + C1E
M любая категория M любая категория

Рассмотрим основные особенности новой иерархии:

1. Если у водителя в правах уже открыта категория CE, то он без сдачи экзаменов и получения нового ВУ получает право на управление ТС следующих категорий:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
  • DE, если у него есть категория D в течение 1 года;
  • D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;

2. Если в правах открыта категория C1E, то без сдачи экзаменов водитель получает право на управления ТС категорий:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
  • D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;

3. Если у водителя есть категория DE или D1E, то он может управлять транспортными средствами категории:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;

4. Если у водителя есть категория B, то с 1 апреля 2024 года он может управлять транспортными средствами подкатегории B1 с любым рулем и с любым типом посадки (до 1 апреля 2024 года допускается управление только транспортными средствами без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля).

Таким образом, суть новой иерархии категорий заключается в том, что вводятся взаимосвязи для категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с прицепами. И на практике это должно привести к тому, что водителю будет достаточно всего один раз пройти обучения и сдать экзамен на категорию CE. После этого (при наличии категорий B и D) он получит и все младшие категории, позволяющие управлять транспортом с прицепом (BE, C1E, DE, D1E).

Так что с 1 апреля 2024 года жизнь многих водителей должна стать проще.

Например, мне довольно часто задают вопросы о несправедливости следующей ситуации. Человек 20 лет водит огромные грузовики с прицепами (CE) и легковые автомобили (B). Но для управления легковым автомобилем с прицепом ему все равно нужно заново учиться в автошколе и сдавать экзамены. Почему так?

Начиная с 1 апреля 2024 года такие вопросы возникать не будут.

Обратите внимание, формулировка первой части пункта 2 2 серьезно отличается от формулировки пункта 7. В текущей редакции закона указано, что удостоверение с «высшими» категориями автоматически позволяет управлять ТС с «низшими» категориями.

Однако с 1 апреля 2024 года формулировка будет говорить о другом. Речь в ней будет идти лишь о том, что право управления предоставляется водителю без сдачи экзаменов и без прохождения обучения. Однако чуть ниже в данной статье речь пойдет о том, что право управления предоставляется только с момента выдачи водительского удостоверения.

В связи с этим возникает вопрос. Нужно ли будет водителям с высшими категориями досрочно менять их на удостоверения с низшими категориями? Возможно, ответ на него будет дан в дополнительных нормативных документах.

Примечание. В 2019 году на pddmaster.ru рассматривался проект похожего документа, предлагающий ввести новую иерархию категорий.

Документ серьезно отличался от рассматриваемого сегодня. Например, там предлагалось ввести подкатегорию А2 для мотоциклов. Однако он так и не был принят.

Как открыть категории A, М и подкатегории А1, B1?

Для открытия категорий A, М или подкатегорий А1, B1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект экзаменационных билетов ПДД для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории Б.

2. Практический экзамен на автодроме для транспортных средств категорий А, М, А1 состоит из 5 упражнений:
(с 1 апреля 2021 года, описание упражнений приведено здесь)

  • упражнение № 1 – парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • упражнение № 2 – габаритный коридор;
  • упражнение № 3 — змейка;
  • упражнение № 4 — скоростное маневрирование;
  • упражнение № 5 — габаритная восьмерка.

Практический экзамен для подкатегории В1 состоит из 6 упражнений:

  • упражнение № 6 – остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  • упражнение № 7 – прямолинейное движение, экстренное торможение;
  • упражнение № 8 – въезд в бокс задним ходом;
  • упражнение № 9 – маневрирование;
  • упражнение № 10 – параллельная парковка задним ходом;
  • упражнение № 11 – маневрирование в ограниченном пространстве.

Как открыть категорию В?

Для открытия категории Б необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории А.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме.

Как открыть категории C, D и подкатегории C1, D1?

Для открытия категории С, Д или подкатегорий С1, Д1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена категории С совпадает с комплектом для категории Д.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме;
  • прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (только для категории С и C1);
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для категорий D и D1).

Категория M

категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

В 2024 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 23 октября 2018
Раздел: Водительские права
Об авторе:
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

ChatGPT Answer
1. Для получения водительских прав необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД.
2. Возраст, с которого можно подать заявление на получение прав на категорию "А" (мотоциклы) - 16 лет, на категории "В" (легковые автомобили) и "С" (грузовики) - 18 лет, на категорию "D" (автобусы) - 20 лет.
3. При получении прав на категорию "В" возможно получить права на прицепы категории "Е" путем дополнительного обучения и сдачи вождения на автомобиле с прицепом.
4. Права на категорию "А" или "В" дают право управлять транспортными средствами категории "М" (мопеды) без необходимости получения дополнительных прав.
5. Лица, имеющие права на категорию "С" или "D", автоматически получают права на категорию "В", без необходимости прохождения дополнительной процедуры обучения и экзамена.
6. Для получения прав на категорию "Е" необходимо иметь права на категорию "С" или "D" и пройти обучение в специализированном учебном заведении. Сдача экзамена включает в себя и проверку навыков вождения с прицепом.
You.com

В судебном заседании по делу о лишении водительских прав произошел неожиданный поворот событий. Обвиняемый, господин Иванов, был обвинен в превышении скорости на дороге и создании аварийной ситуации. Однако, его адвокат, госпожа Смирнова, сумела предоставить необычные доказательства, которые вызвали сильное волнение в зале суда.

На следующем заседании госпожа Смирнова представила видеоматериал, который запечатлел момент происшествия. На видео было видно, как господин Иванов, действительно, превысил скорость, но только после того, как его автомобиль был обгонен другим водителем, господином Петровым, который совершил многочисленные опасные маневры на дороге.

Оказалось, что господин Петров является инструктором автошколы и был находящимся за рулем ученика. Он нарушал правила дорожного движения, заставляя ученика выполнять опасные маневры, включая резкие перестроения и превышение скорости. В результате, господин Иванов был вынужден принять решение превысить скорость, чтобы избежать аварии.

Адвокат господина Иванова аргументировала, что ее клиент превысил скорость только в целях самозащиты и сохранения своей жизни и жизни других участников дорожного движения. Она также указала на то, что господин Петров, как инструктор автошколы, нарушал свои обязанности и подвергал студента опасности.

Этот пример судебной практики вызвал большой интерес в суде, так как поднял вопрос о том, насколько действительно водительские права могут быть лишены, если водитель превышает скорость в целях самозащиты. Судебное заседание вызвало дебаты и споры о том, как определить "категории водительских прав" и где провести границу между законным действием и нарушением закона. В итоге, судебное решение по этому делу стало значимым прецедентом и повлияло на будущие решения в подобных случаях.

Оцените статью
Добавить комментарий