Судебная практика по взысканию денежных средств за счет обучения по целевому направлению

Содержание
  1. Ложная цель: когда студенту придется возвращать стипендию
  2. За что с целевиков могут потребовать деньги
  3. Что прописывается в договоре на целевое обучение
  4. Обзор судебной практики по вопросу целевого расходования средств ОМС в 2019 — 2022 годах
  5. Борисов Д.А.
  6. Целевое направление как не отрабатывать
  7. удавка для уклонистов
  8. штраф в размере полной стоимости учебы
  9. «Бывает, выпускник не хочет возвращаться в родной город, потому что влюбился в красивую девушку»
  10. «ЦЕЛЕВИКИ НЕ ИСПУГАЮТСЯ НОВЫХ ПРАВИЛ, ТЕПЕРЬ ПРЕДПРИЯТИЯ БУДУТ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ…»
  11. «В ПРИНЦИПЕ, МЫ В ТАКОЙ ФОРМЕ ПОВТОРЯЕМ, ЧТО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»
  12. «принимать с такими оценками нельзя!»
  13. Что такое целевое направление?
  14. Для кого предназначено целевое направление?
  15. Как получить целевое направление?
  16. Сколько мест выделяется на целевиков?
  17. Сколько отрабатывать по целевому направлению?
  18. Причины не отрабатывать по целевому направлению
  19. Стоит ли брать целевое направление?

Ложная цель: когда студенту придется возвращать стипендию

В Вологодской области возник необычный спор между местным департаментом здравоохранения и девушкой, бросившей медицинский вуз в Иваново. Поступив по целевому направлению и проучившись пару лет, она решила отчислиться по собственному желанию. Департамент потребовал вернуть региональную стипендию, которую она получала все это время. На каком основании со студентов могут взыскать выплаченные им средства — в материале «Известий».

За что с целевиков могут потребовать деньги

На днях Вологодский районный суд рассмотрел спор между областным департаментом здравоохранения и девушкой, планировавшей стать педиатром, но в итоге бросившей медвуз. Решение судебного органа оказалось не в пользу несостоявшегося медикабывшей студентке предстоит выплатить департаменту здравоохранения 114 тыс. рублей. Девушка училась по целевому направлению. Дело в том, что на Вологодчине нет своего медвуза, поэтому регион заключает договоры с абитуриентами, желающими выучиться на врача в других регионах. В 2018 году областной департамент здравоохранения заключил такой договор и с героиней этой истории, благодаря чему она смогла изучать педиатрию в Ивановской государственной медицинской академии.

рубли

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Заработали умом: где в России повышают стипендии талантливым студентам
Ежемесячные выплаты для первокурсников в регионах достигают 100 тыс. рублей

Однако в прошлом году студентка решила отчислиться по собственному желанию. При этом в течение двух лет обучения ей начисляли не только вузовскую стипендию, но и дополнительную выплату от региона: в общей сложности за этот период она получила порядка 104 тыс. рублей. Узнав о решении девушки покинуть вуз, в областном департаменте здравоохранения потребовали вернуть стипендию. Несостоявшаяся врач не отреагировала, на нее подали в суд. Изначально департамент хотел взыскать с нее не только стипендию, но и штраф в двукратном размере от суммы выплат за невыполнение обязательств и еще 50 тыс. рублей неустойки. Такое взыскание предусмотрено для тех, кто отучился по целевому набору, получил диплом, но отказался работать в бюджетном учреждении, хотя это предписано договором. Но суд, рассматривая дело, пришел к выводу, что девушка не доучилась, а потому как таковых невыполненных обязательств у нее перед областным департаментом здравоохранения не возникло. Однако стипендию ей все же придется вернуть, плюс ко всему ей также начислили штраф в размере 10 тыс. рублей. Таким образом, бывшей студентке предстоит выплатить 114 тыс. рублей.

Что прописывается в договоре на целевое обучение

Как объяснил в разговоре с «Известиями» первый заместитель председателя профсоюзной организации МГУ Владимир Марченко, российское законодательство действительно позволяет потребовать вернуть деньги от студента, который учился по целевому направлению, однако по каким-то причинам не окончил вуз. В частности, согласно ст. 56 закона «Об образовании в Российской Федерации», в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Фото: студентки

При этом, по словам Владимира Марченко, вопрос возврата стипендии в случае отчисления с целевого направления, как правило, регламентируется не законодательством, а условиями предоставления этой стипендии. — Закон такие вещи позволяет включать в договор, но все остальное зависит от предоставителя стипендии, — сообщил он.

Обзор судебной практики по вопросу целевого расходования средств ОМС в 2019 — 2022 годах

Борисов Д.А. / 05 Июля 2022 / просмотров 736

Суд отказал во взыскании восстановленных и затем использованных по назначению средств

Борисов Д.А.

Выделить главное вкл выкл

Вопрос. Нашу клинику проверяет фонд на целевое и эффективное расходование средств ОМС. Контролер высказал намерение признать нецелевым расходованием списание лекарственных препаратов.

О противоречии таких намерений сложившейся судебной практике контролер знает, но тем не менее «копает» документы к этому выводу: какие объемы и по каким КСГ выделялись, в каких схемах применяется списанный ЛП, сколько, для чего и зачем купили при неизрасходованном остатке .

Не сориентируете, какие решения, определения судов посмотреть?

Приведем примеры судебной практики по вопросу целевого расходования средств ОМС

1. Обращает на себя внимание следующая ситуация: суд отказал во взыскании восстановленных и затем использованных по назначению средств.

Сумма нецелевого расходования медучреждением средств ОМС (зарплата работникам, находящимся на бюджетном финансировании) не может быть взыскана обратно в пользу ТФОМС, если медучреждение самостоятельно восстановило спорную сумму на счете ОМС

Определение Верховного суда РФ от 04.06.2019 № 304-ЭС19-7389

2. Необоснованно использованные средства ОМС нельзя возместить за счет вновь полученных

Медорганизация за счет вновь полученных средств ОМС возместила те средства, которые она прежде израсходовала не по целевому назначению

Определение Верховного суда РФ от 15.08.2019 № 307-ЭС19-12840; Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 307-КГ16-17712 по делу № А21-9950/2015

Целевое направление как не отрабатывать

Кабмин РТ опубликовал постановление, которое заставит, наконец, выпускников-целевиков отработать не менее 3 лет в организации, отправившей их на обучение. Такие условия были и раньше, но уклониться от обязательств было проще простого. С другой стороны, рублем теперь отвечают и заказчики — не принять выпускника на работу себе дороже. Остались ли еще лазейки для «дочек» и «сыночков», разбирался «БИЗНЕС Online».

Кабмин РТ опубликовал постановление, которое заставит, наконец, выпускников-целевиков отработать не менее 3 лет в организации, отправившей их на обучение

удавка для уклонистов

Постановление правительства РТ «Об утверждении порядка выплаты штрафа за неисполнения обязательств по договору о целевом обучении по образовательным программам высшего образования…» увидело свет накануне. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в министерстве образования РТ, оно разработано в свете вступивших в силу с 1 января 2019 года изменений в соответствующий федеральный закон.

Основной особенностью постановления стало то, что с 1 июня 2019-го целевик после окончания вуза должен отработать 3 года в той организации, которая указана в договоре. Ранее эта норма не была прописана в законодательстве, срок отработки регулировался исключительно в рамках договора с заказчиком. То есть целевик, условно говоря, мог отработать два-три месяца, после чего был свободен как ветер в поле. Второй важный момент: теперь целевик-уклонист должен полностью компенсировать стоимость обучения. Понять чаяния государства просто — бюджет тратит немалые средства на подготовку студентов, но они не доходят до тех больниц, школ, ведомств и предприятий, которые остро нуждаются в кадрах.

В постановлении кабмина РТ указано, что речь идет о целевом обучении по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, все за счет средств бюджета Татарстана. Направить на такое обучение абитуриентов в роли заказчика могут, например, органы госвласти, госучреждения, государственные унитарные предприятия, госкорпорации или частные компании с госучастием.

По новым правилам уклонист должен будет оплатить штраф именно вузу — в размере нормативных затрат на образование. При этом от компенсаций расходов заказчика его тоже не освобождают

штраф в размере полной стоимости учебы

Ответственность для выпускников-уклонистов существенно усиливается. Как пояснил «БИЗНЕС Online» начальник отдела высшего образования минобрнауки РТ Евгений Темников, раньше целевик в случае неисполнения обязательства по трудоустройству должен был возместить заказчику только расходы на оказание ему мер социальной поддержки.

«Это может быть стипендия от предприятия или школы, или оплата стоимости проживания, или транспортные расходы. Но, как правило, целевикам не оказывается никаких мер социальной поддержки. Это все на усмотрение работодателя, регламента на данный счет нет», — говорит Темников. Ясно, что при сумме соцподдержки в ноль рублей компенсация заказчику будет полагаться тоже ноль рублей. Причем ни о какой компенсации расходов вузу речи не шло.

По новым правилам уклонист должен будет оплатить штраф именно вузу — в размере нормативных затрат на образование. При этом от компенсаций расходов заказчика его тоже не освобождают.

«Если целевик вообще не отработал, то он должен будет заплатить за весь период обучения, а если отработал, например, только год из трех, то возместить пропорционально — 66 процентов от стоимости учебы», — поясняет Темников. Если целевик не завершил образование в вузе, то ему придется оплатить фактические затраты за период своего обучения.

В свою очередь, ответственность предусмотрена и для заказчика (школа, министерство, госпредприятие и проч.), который отказался брать на работу целевика. Он должен будет выплатить выпускнику компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты (в расчет берет средняя зарплата по республике), а также заплатить штраф вузу — опять же полностью покрыть стоимость обучения студента.

Предусмотрен ряд случаев, когда заказчик или гражданин освобождается от уплаты штрафа, например в случае обнаружения заболевания, которое препятствует трудоустройству у заказчика, если целевик был признан инвалидом 1-й или 2-й группы, если организация, в которой он должен быть трудоустроен, ликвидирована. Также от штрафа освобождается, например, многодетный целевик.

Не менее 10% целевиков находят способы ускользнуть от отработки

«Бывает, выпускник не хочет возвращаться в родной город, потому что влюбился в красивую девушку»

Глава Альметьевского района Айрат Хайруллин сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что около 90% студентов, которые обучаются по целевому набору от Альметьевского района, — медики. «У нас большой дефицит врачебных кадров, поэтому муниципалитет, помимо целевого обучения, готовит их еще со школьной скамьи: у нас в школе №20 есть профильный класс медиков, который формируется на базе учеников 10-го и 11-го классов», — добавил он.

При этом не менее 10% целевиков находят способы ускользнуть от отработки. «Бывает, что обстоятельства так сложились: выпускник не хочет возвращаться в родной город, потому что влюбился в красивую девушку и решил остаться, — привел Хайруллин один из мотивов. — Жизнь устроена сложно, для этого и должен быть предусмотрен в контракте возврат стоимости за обучение».

Но нередко студенты, поступившие в вуз по целевому набору, попросту не справляются с обучением. «Через полтора-два года некоторых отчисляют за неуспеваемость, либо они приходят к выводу, что это не их профессия, и уходят, — объяснил глава района. — Казалось бы, таким людям сделали благо, позволяя учиться за чужой счет в вузе, но потом они расторгают контракт. Поэтому и надо ввести профориентационную подготовку на уровне школ. Но по большому счету человек, который хорошо учится в школе, владеет отличными знаниями, без проблем может поступить в любой вуз».

Собеседник издания видит проблему в другом. «Выпускники после 5 лет обучения за счет государства по специальности, например «строитель», почему-то находят себя как менеджеры по продажам. Надо провести анализ того, сколько людей окончили вуз по своему профилю и нашли ли они себя потом в этой профессии», — посоветовал Хайруллин.

Нередко студенты, поступившие в вуз по целевому набору, попросту не справляются с обучением

«ЦЕЛЕВИКИ НЕ ИСПУГАЮТСЯ НОВЫХ ПРАВИЛ, ТЕПЕРЬ ПРЕДПРИЯТИЯ БУДУТ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ…»

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин, новые правила приема целевиков многим импонируют в вузе. «Идея целевой контрактной подготовки благородная, но исполнение бывало различным. Государство всегда пыталось сделать эту подготовку прозрачной и эффективной, чтобы ребята после окончания шли на предприятия. К сожалению, нельзя сказать, что это было достаточно эффективно, так как ранее существовавшая система… Если не существовало норм соцподдержки в договоре, то студент ничего был не должен и подавать на него в суд бесполезно. И заставить его пойти на работу на предприятие фактически, с точки зрения закона, было невозможно. Договор мог признаться кабальным, так как организации ничего не платили студентам. И, соответственно, он им тоже ничего не должен, несмотря на то что человек поступал по отдельному конкурсу. Зачастую он был ниже, чем общий конкурс поступающих. Данная ситуация была ненормальной, конечно, и неприемлемой», — рассказал Лопатин.

Самое главное нововведение для целевиков в том, что теперь будут заключаться более жесткие типовые для всех договоры со всеми сторонами: заказчиком, абитуриентом и так далее. Причем важным пунктом в этом договоре станет обязательство будущего работодателя обеспечить нормы соцподдержки — дополнительные стипендии, оплату транспорта до места практики и так далее. При невыполнении своих обязательств по договору та или иная сторона выплачивает компенсацию.

По словам проректора КНИТУ-КАИ, теперь система целевого обучения уже с сентября этого года будет совершенно иной. До 1 мая правительство России должно утвердить целевые квоты для различных областей: медицины, машиностроения и так далее. До 1 июня вузы должны получить от учредителя конкретные цифры. Причем эти квоты для целевого набора будут распределяться с акцентом на нужды региона — отправиться всем целевикам в Москву и осесть там теперь вряд ли получится. Что в принципе для Татарстана неплохо: необходимые кадры останутся здесь. «Квота может быть до 60 процентов от приема. Мое мнение, что квоты будут соответствовать нуждам региона. У нас это, например, медицина… Педагогические кадры нам нужны», — пояснил Лопатин.

«Это приведет к сокращению количества абитуриентов, поступающих и вообще идущих на целевое обучение. Почему? Потому что со всех сторон появляются обязательства. Но самое главное — предприятие должно планировать, сможет ли оно через 4 года взять выпускника или нет. Это сложно. Не такое большое количество организаций может прогнозировать свою жизнь на 4 года вперед и вместе с тем успешно обеспечивать соцподдержку. Мое предсказание таково, что целевое обучение с первого курса перейдет на целевое обучение со старшего, второго и следующего, курса. Предприятиям будет выгоднее заключать договор уже с «проверенными» студентами. Думаю, это так пойдет, — отметил собеседник газеты. — Целевики не испугаются новых правил, теперь предприятия станут более тщательно выбирать свою кадровую политику, потому что за каждым человеком надо будет закрепить рабочее место, плюс социальные гарантии на годы обучения. Вырастет количество желающих пойти на целевую подготовку, которых с каждым годом все больше. Раньше предприятия к этому относились отвлеченно, но теперь повысилась ответственность за их работу. Я думаю, что тут узкое горлышко будет не среди целевиков, а со стороны самих предприятий на заключение договоров на целевое обучение. Найти и уговорить предприятие станет очень сложно для абитуриентов».

Ильшат Гафуров напомнил, что изменения позволят обеспечивать своего рода социальную защиту студентам и выпускникам, многие из которых из-за отсутствия должного опыта не могут сразу устроиться на работу

«В ПРИНЦИПЕ, МЫ В ТАКОЙ ФОРМЕ ПОВТОРЯЕМ, ЧТО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

В КНИТУ-КАИ пояснить статистику по сбежавшим целевикам конкретно не смогли. Основным клиентом вуза всегда считалась авиационная промышленность республики, которая сегодня на подъеме.

«У нас примерно 50 процентов студентов обучаются с возмещением своей учебы, то есть либо они сами возмещают, либо за них корпорация… — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» ректор КФУ Ильшат Гафуров. — Могу сказать по педобразованию, которое сегодня активно дискутируется: 125 человек в прошлом году приняты целевым набором. Из них 75 человек — на очную форму обучения, а 50 — это выпускники педагогических колледжей. Там уже все прописано. Те, кто их отправлял на учебу, еще и ежемесячную стипендию платят в 15 тысяч рублей при хорошей и отличной учебе».

В КФУ новые правила для целевиков оценивают исключительно положительно. При этом Гафуров напомнил, что изменения позволят обеспечивать своего рода социальную защиту студентам и выпускникам, многие из которых из-за отсутствия должного опыта не могут сразу устроиться на работу. «Оцениваю положительно. Целевики всегда имеют определенные преференции при поступлении. Соответственно, они должны быть подкреплены определенными обязательствами. Здесь, в принципе, мы в такой форме повторяем, что было в советское время. Там не только целевики, а все, кто учился на бюджетные деньги, должны были отработать по месту назначения», — отметил ректор КФУ.

В районах, постоянно отправляющих молодежь по целевому набору в столичные вузы, также положительно оценили новинку. Например, глава Чистопольского района Дмитрий Иванов напомнил, что целевики и так обязаны отработать без какого-либо постановления, это подтверждается документально в договорах целевого направления. Причем он уверяет, что никакого блата среди целевиков нет, так как они принимаются по баллам. «Мы смотрим конкурс, и, у кого выше баллы, те и идут. Мы подаем документы, а вуз потом все перепроверяет, — отметил он. — Целевик — это человек, который проходит с высокими баллами».

Законодательную инициативу по ужесточению правил для целевиков глава района связывает прежде всего с медициной, так как именно медработников больше всего не хватает на периферии. По его словам, хотя сейчас качество оборудования в Казани и районах выравнивается, раньше ситуация была другой и выпускники предпочитали остаться в столице РТ и получать высокую квалификацию на современном оборудовании, чем возвращаться в районы. В результате на медицинском фронте муниципалитеты оказывались оголенными. «Мы уже 4 года подряд отправляем четырех человек, 50 процентов оплачивает район, 50 процентов — родители. Это для того, чтобы люди через 6 лет университета вернулись к нам на работу. Нехватка серьезная, потому это и было сделано. Если мы целевика отправляем, он должен вернуться к нам», — констатировал Иванов.

Председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ Юрий Прохоров считает данную меру совершенно справедливой. «Раз обучаешься за наши деньги, будь добр, отработай, не хочешь — учись за свои средства», — сказал он. Что касается реальной эффективности нового ужесточения, то, по его мнению, оно частично снимет проблему нехватки кадров в районах и вместе с программой «Земский учитель» позволит закрыть бреши, существующие на селе. Отвечая на вопрос о том, не следует ли сделать отработку по специальности обязательной вообще для всех бюджетников, председатель профсоюза сказал, что сам является выпускником как раз такой системы и воспринимает ее совершенно нормально.

«Выпускники после 5 лет обучения за счет государства по специальности, например «строитель», почему-то находят себя как менеджеры по продажам»

«принимать с такими оценками нельзя!»

Тема целевого набора в вузы нередко становилась в центре жарких обсуждений в высоких кабинетах. «Университеты по целевому набору обязаны принимать всех, у кого есть направление от предприятия. Но что это за люди? Средний балл ЕГЭ в 2016 году по общему конкурсу был 70,5, а по целевикам на 10 баллов меньше. Это огромная пропасть! Приняли 170 человек, около 20 процентов приема, цифра огромная. Из них 37 человек по математике или физике имеют менее 40 баллов. Это просто двойка, выражаясь простым русским языком. Мы не можем их не взять, потому что вы их направили», — возмущался ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов на собрании ассоциации предприятий и промышленников РТ.

С критикой тогда согласился и президент РТ Рустам Минниханов. «Принимать с такими оценками нельзя! Мы вас наказывать будем. Вон прокурор сидит. Я задание дам, чтобы проверили все вузы, когда вы по целевому будете набирать», — возмутился он.

Тему распределения студентов после вузов в Татарстане последовательно отстаивал председатель парламента Татарстана Фарид Мухаметшин. Но его предложения были более радикальными — вернуть старое доброе советское перераспределение после университетов для всех студентов-бюджетников с обязательной отработкой в течение 3 лет по окончании вуза. В противном случае предлагалось требовать у выпускников вернуть потраченные на них государством деньги.

По данным минобрнауки РТ, в 2018/19 учебном году в вузах, расположенных в Татарстане, в рамках квоты целевого приема обучается 4763 студента. Кроме того, обучаются 666 студентов, принятых не на условиях целевого приема, заключивших договор о целевом обучении.

Общая информация
В соответствии с действующим законодательством, лица, получившие образование за счет целевого направления, обязаны возместить расходы, понесенные на их обучение. Судебная практика показывает, что такие споры возникают довольно часто, и они рассматриваются судами разных инстанций.

Одним из важных моментов в таких спорах является обоснование требований к взысканию денежных средств за счет обучения по целевому направлению. Суды четко определяют условия, которые должны соблюдаться для возмещения затрат на обучение. Первым условием является заключение договора между сторонами, в котором прописаны все условия и обязательства по обучению за счет целевого направления.

Другим важным фактором является целевое использование образования полученного лицом за счет целевого направления. Судебная практика показывает, что если лицо не работает в той сфере, по которой получило образование, то его можно обязать возместить затраты на обучение. Кроме того, важно учитывать возможность изменения обстоятельств, например, если лицо фактически не могло работать в той сфере из-за причин, не зависящих от него.

Еще одним важным моментом вашего спора является доказательственная база. Суд требует наличия документальных подтверждений расходов на обучение, а также фактов, свидетельствующих о невыполнении обязательств по целевому использованию образования. Подтверждающие документы могут быть как договор об обучении за счет целевого направления, так и справки о трудоустройстве и заработной плате.

Нельзя забывать о том, что в любом судебном споре необходимо учитывать сроки и порядок их соблюдения. Судебная практика четко определяет сроки предъявления требования о взыскании денежных средств за счет обучения по целевому направлению, а также порядок их рассмотрения. Несоблюдение этих сроков может стать основанием для отклонения требования.

Суды также учитывают индивидуальные обстоятельства каждого конкретного случая. Например, в случае если лицо, получившее образование за счет целевого направления, не могло найти работу по своей специальности из-за обстоятельств, не зависящих от него (например, резкое изменение экономической ситуации или закрытие предприятия), суд может принять решение об отказе в взыскании денежных средств.

Таким образом, судебная практика по взысканию денежных средств за счет обучения по целевому направлению показывает, что решение таких споров требует внимательного анализа обстоятельств каждого конкретного случая, а также строгого соблюдения требований законодательства и процессуального права. Суть заключается в том, что каждый спор должен быть рассмотрен с учетом всех факторов и доказательств, представленных сторонами, а решение должно быть обоснованным и справедливым для всех участников процесса.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

В Министерстве образования рассказали о нюансах целевого направления

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е. брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность. Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от места их нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время мы наблюдаем тенденцию, когда даже в областных городах не хватает специалистов того или иного профиля.

Игорь Карпенко, министр образования Беларуси

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Целевое направление 2020: на какие специальности принимают целевиков белорусские вузы?

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа!Хочешь узнать ловушки ЦТ и способы выхода из них? Записывайся на итоговые занятия Адукар, которые пройдут в июне-июле в онлайн-формате. Улучшишь свой результат до +20 баллов!Узнать больше и записаться!

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Плюсы и минусы целевого обучения

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом. Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой. Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Тесты в ЦТ онлайн

С 12 по 27 июня пройдут итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа!

Бесплатный майский ЦТ-форум от Адукар стартует 21 мая в онлайн-формате

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Истории из юридической практики

История 1: Взыскание денежных средств за счет обучения по целевому направлению

Я представлял клиента, который заключил договор об обучении по целевому направлению с обязательством о возврате затраченных на обучение средств в случае неисполнения условий договора. В данном случае, клиент прекратил обучение без уважительной причины и отказался выполнять обязательства по возврату средств. Мы обратились в суд с иском о взыскании денежных средств за счет обучения по целевому направлению.

Суд, рассмотрев представленные доказательства и учитывая характер обязательств по целевому договору, признал наш иск обоснованным и принял решение в пользу нашего клиента. Суд определил, что ответчик обязан возвратить все затраченные на обучение средства, так как не исполнил условия договора.

История 2: Юридические аспекты взыскания денежных средств за счет обучения по целевому направлению

В другом случае, клиент обратился к нам с проблемой взыскания денежных средств за счет обучения по целевому направлению, в силу того, что образовательное учреждение не предоставило полноценного образования, не соответствующего условиям договора. Мы подготовили исковое заявление, в котором обосновали нарушение образовательным учреждением условий договора об обучении по целевому направлению.

Суд, выслушав стороны и изучив представленные доказательства, принял решение в пользу нашего клиента. Суд установил, что образовательное учреждение не выполнило свои обязательства по обучению, предусмотренные целевым договором, и обязало учреждение вернуть нашему клиенту затраченные на обучение средства.

Таким образом, судебная практика по взысканию денежных средств за счет обучения по целевому направлению показывает, что в случае неисполнения обязательств по целевому договору, суд готов защищать интересы стороны, понесшей убытки в результате нарушения договора об обучении.

Частые вопросы
Оцените статью